Сапсай алексей николаевич транснефть. Оборотная сторона «Транснефти. Где найти квалифицированных рабочих

У генерала ФСБ Токарева большая семья. Его сват – отставной подполковник ФСО Юрий Болотов (на фото) , компаньон генерала Александра Коржакова по «Ассоциации ветеранов и сотрудников Службы Безопасности Президента». Ранее бизнес Болотова-старшего был связан с компанией «Информэнерго», действовавшей при РАО «ЕЭС». У подполковника есть дочь Ольга Болотова и сын Андрей Болотов – муж дочери «Транснефти» Майи Болотовой (Токаревой) и друг Станислава Чемезова , отпрыска Сергея Чемезова – главы «Ростехнологий», офицера внешней разведки КГБ.

Список активов Болотова-младшего будет рассмотрен в рамках одной из следующих статей. Пока стоит сказать, что имущество этого бизнесмена пополнялось за счет вверенных Николаю Токареву бюджетов, а потому значительная часть бизнеса записана на Майю Болотову.

Дочь главы «Транснефти» является учредителем ООО «ФармЭКО». Актуальные партнеры Болотой по компании – кипрский оффшор «Блэквуд Интернешнл Холдингз Лимитед» и ООО «ПТФ «Балтик», ранее доли в ООО принадлежали Михаилу Воеводину , Сергею Докучаеву и Михаилу Бабию.

Михаил Воеводин (на фото) по решению Сергея Чемезова назначен директором «ВСМПО-АВИСМА» – крупнейшего в мире производителя титана, собственником которого стали «Ростехнологии». ООО «ПТФ «Балтик» по ЕГРЮЛ было связана со структурами Чемезова-старшего. При директоре Воеводине корпорация «ВСМПО-АВИСМА» по завышенной цене купила у «ПТФ «Балтик» горнопромышленный комплекс, имеющий лицензию на освоение титанового месторождения в Тамбовской области.

Майе Болотовой через ООО «ФармЭКО» принадлежит ООО «Ирвин 2» – крупнейший фармацевтический концерн, который участниками рынка считается близким к «Ростехнологиям». Для очистки рынка от конкурентов «Ирвин-2» было применено возбуждение уголовных дел . Чемезов и Токарев, используя связи с ФСБ и одним из вице-премьеров, шантажировали министра здравоохранения Татьяну Голикову. Путем этого шантажа им удалось заставить ранее сопротивлявшееся министерство отдать ООО «Ирвин-2» госконтракты в общей сложности на 8 млрд. 767 млн. рублей .

Механизм коррупционного бизнеса Майи Болотовой можно проследить по конкурсу на покупку инсулина. Как установила Федеральная антимонопольная служба, конкурент «Ирвин-2» в лице компании «Р-фарм» Алексея Репика в действительности отказался от борьбы – снижение цены составило 1%. Всего через семь дней после победы на торгах «Ирвин-2» заключило с «Р-фарм» договор на поставку того же лекарства, выступив в роли коррупционной «прокладки» между заказчиком и настоящим поставщиком. В итоге ООО «ФармЭКО» Майи Болотовой стало одним из тех дистрибуторов лекарств, сговор которых, по мнению Федеральной антимонопольной службы, нанес государству ущерб в 3 млрд. рублей .

Холдинг «Ирвин-2» зарегистрирован в Подмосковье, будучи тесно связан с личными коммерческими интересами губернатора Бориса Громова . В Волоколамском районе Московской области концерном дочери руководителя «Транснефти» должен быть запущен проект «Фармполис» – финансируемый из бюджета фармацевтический кластер, который ведут «Ростехнологии» и минпромнауки области. Проектом управляет компания «Медфармтехнология». В числе ее учредителей все тот же Станислав Чемезов, компаньон убитого Шабтая Калмановича Игорь Рудинский, экс-руководитель Росздравнадзора Николай Юргель , Виктор Алешичев, Ирина Рысь и Сергей Докучаев – партнер Майи Болотовой по ООО «ФармЭКО».

В будущих выпусках этого исследования ИА «Руспрес» рассмотрит совместный бизнес семей Токаревых-Болотовых, Чемезовых и Артяковых (клан губернатора Самарской области), деловые биографии особо активных Болотовых-Токаревых и схему масштабных хищений из бюджета «Транснефти».


"Транснефть" пилит бензин


«Транснефть» не раз жаловалась, что из-за хищений нефти из своей трубы ежегодно теряет порядка 0,01% от общего объема прокачки. Сумму ущерба монополия оценивает в десятки миллионов долларов. А вот потери от махинаций с нефтепродуктами компания никогда не раскрывала. В распоряжении «Ведомостей» оказались результаты внутреннего аудита специализированной «дочки» монополии - «Транснефтепродукта» [РУСПРЕС: президент корпорации "ТНП" - Владимир Шиманович (на фото); совет директоров - Анатолий Демин, Сергей Хардыкин, Любовь Карманова, Игорь Кацал, Светлана Суворова, Алексей Сапсай; правление - Владимир Назаров, Александр Поспелов, Виктор Чуриков, Александр Златников, Анатолий Аверкин] . Подлинность документов подтвердили три источника, близких к «Транснефти». Практически полное отсутствие системы учета и контроля за движением топлива позволяет с легкостью украсть из трубы сотни тонн нефтепродуктов, следует из документов.

Трудности аудита


Проверка ТНП прошла в 2010 г. Заказа «сверху» на аудит не было, говорит один из источников «Ведомостей», с инициативой выступила сама ревизорская служба монополии. Проверить надлежало девять «дочек»: «Мостранснефтепродукт», «Балттранснефтепродукт» (включая его «дочку» «Балттранссервис»), «Уралтранснефтепродукт», «Средне-Волжский транснефтепродукт», «Петербургтранснефтепродукт», «Сибтранснефтепродукт», «Рязаньтранснефтепродукт» и «Юго-Запад транснефтепродукт».

В сентябре 2010 г. результаты аудита были представлены президенту «Транснефти» Николаю Токареву: в общей сложности ревизоры выявили нарушений на 4,4 млрд руб., говорят источники. По первым пяти компаниям общая сумма нарушений составила 3,5 млрд руб., следует из имеющихся у «Ведомостей» документов.

Цифра нерелевантна, говорит один из источников: получить доступ ко всем документам аудиторам не удалось, поэтому проверку нельзя считать полной. Например, на «Петербургтранснефтепродукте» все документы о движении топлива были уничтожены незадолго до проверки в связи с «ненадобностью». Именно эта формулировка значилась в едином акте об уничтожении бумаг, предъявленном аудиторам представителями компании, говорит источник. «А на “Уралтранснефтепродукте” требовать документы было не с кого - генеральный директор подал заявление об увольнении в день приезда комиссии», - рассказывает он. Оценить объем «выпавших» нарушений ни один из собеседников «Ведомостей» не смог.

Как украсть миллиард


Из выявленных нарушений самые крупные приходятся на операции с нефтепродуктами (более 1 млрд руб.). Основа большинства махинаций - формирование неучтенных излишков топлива, говорят источники. Сделать это нетрудно: на всех предприятиях ТНП практически отсутствует автоматизированная система контроля и учета за движением нефтепродуктов. «Если нет точных данных, сколько топлива поступило в систему и сколько ушло, то выявить, сколько украли, невозможно», - поясняет один из собеседников «Ведомостей».

В большинстве случаев измерения делаются по старинке, рассказывает он: на резервуар забирается сотрудник ТНП, опускает внутрь рулетку и на глаз определяет, на сколько сантиметров заполнена емкость. А потом, исходя из нормативных показателей плотности и температур, вычисляет, сколько топлива в резервуаре. «Погрешность таких расчетов колоссальная! Ведь каждый миллиметр - это около 5000 т нефтепродукта!» - сетует собеседник «Ведомостей».

Основываясь на таких топорных расчетах, работники предприятия часто занижают данные об остатках топлива в системе, а вымышленные недостачи списывают на негерметичность задвижек, рассказывает источник. Так было, например, на «Уралтранснефтепродукте», где за 2009 г. было списано 5458 т нефтепродуктов на сумму 4,7 млн руб., следует из документов. При проверке «Балттранснефтепродукта» аудиторы выявили 9950 т недостачи на сумму 165,2 млн руб. По словам сотрудников, излишки скрывались по прямому указанию руководства ТНП, пишут аудиторы. Представитель ТНП это не комментирует.

Еще одна схема - завышение фактической плотности нефтепродукта, что позволяет недоливать топливо получателям. Аудиторы выявили, что таким образом «Мостранснефтепродукт» только в III квартале 2009 г. и I квартале 2010 г. недопоставил ТЗК «Шереметьево» 231,6 т авиакеросина, следует из отчета.

Современные системы учета на предприятиях есть, говорит собеседник «Ведомостей», но часто они игнорируются. Например, при проверке Средне-Волжского ТНП выяснилось, что оборудование стоимостью 85,9 млн руб. предприятием не используется, а учет ведется на основании данных поставщика - НПЗ «ТАИФ-НК» (владелец - «Татнефть»). При сопоставлении данных обнаружилось, что только за год (с июня 2009 г. по июнь 2010 г.) с НПЗ было перекачано 8900 т неучтенного топлива на сумму 134,4 млн руб., говорится в отчете аудиторов. Это 7,5% от всего объема нефтепродуктов, находящихся в системе Средне-Волжского ТНП на момент проверки, отмечают ревизоры. Правда, инвентаризации, проводимые самой «дочкой», никаких излишков топлива в трубе не зафиксировали. «Слить неучтенное топливо несложно, - говорит один из источников “Ведомостей”. - На ГПС “Альметьевск” есть не оборудованный средствами учета отвод и 12 технологических разрывов на отводах к нефтебазам».

Засекреченные нарушения


Токарев потребовал провести служебные расследования, наказать виновных, возместить ущерб и даже направить материалы в МВД для возбуждения уголовных дел, следует из резолюций на документах. «Нужно привести ОАО в адекватное состояние, - писал Токарев президенту ТНП Владимиру Шимановичу. - Не сделаете это сами - будем делать мы».

Проконтролировать устранение нарушений должны были ревизоры «Транснефти». Но работа шла со скрипом, говорит один из источников «Ведомостей». «Пример одного из нарушений - около 0,5 млн руб. было передано за услуги организации, гендиректор которой числился в местном дурдоме. Налицо схема с фирмой-однодневкой. Отчет ТНП: данное нарушение устранению не подлежит», - рассказывает он. А через месяц все документы о проверке были изъяты и засекречены службой безопасности «Транснефти», а ревизорская служба упразднена. Причины произошедшего представитель «Транснефти» не комментирует, но отмечает, что работа по устранению нарушений в ТНП ведется.

Нарушения на стройке


Второй крупнейший блок нарушений – строительные подряды (789,7 млн руб.). Способов заработать здесь много, говорит один из собеседников «Ведомостей: завышаются сметы, стоимость и объем выполненных работ.

Новости, в которых упоминается Алексей Сапсай:

Нажмите кнопку рядом с анонсом, чтобы посмотреть новость на сайте источника.

19.12.2013 "Транснефть" закупает трубы для нефтепровода Куюмба - Тайшет на российских заводах. - Поставщики на поставку труб выбраны. На сегодняшний день уже поставлено 100 км труб. Трубы поставляются с отечественных предприятий: Челябинского трубопрокатного завода, Воронежского трубного завода и Выксунского металлургического завода. То есть мы обеспечиваем поставку труб только с наших, российских заводов, - сказал Алексей Сапсай... 24.09.2013 "Транснефть" нашла у "Роснефти" дефицит. Правила игры К 2020 году дефицит нефти «Роснефти» на восточном направлении с учетом потребностей Восточной нефтехимической компании (ВНХК) может составить 15,9 млн т, сообщил в пятницу на совещании в Минприроды вице-президент «Транснефти» Алексей Сапсай. По его расчетам, объем добычи «Роснефти» без учета участков на стадии геологоразведки для обеспечения поставок нефти в восточном направлении к 2020 году должен составить 59,4…... 21.09.2013 "Транснефть": "Роснефти" к 2020 году не хватит для ВСТО 3,9 млн т нефти. Российская компания «Транснефть» считает, что к 2020 году у «Роснефти» будет не хватать 3,9 млн т нефти в год для осуществления поставок потребителям по трубопроводной системе ВСТО. Если проект строительства Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) будет реализован, то дефицит нефтепродуктов может возрасти до 15,9 млн тонн нефти в год, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на заявление вице-президента «Транснефти» Алексея Сапсая... 12.09.2013 "Транснефть" расширила состав правления до 10 человек. ..., вице-президент Алексей Сапсай, заместитель вице-президента Сергей Хардыкин и начальник диспетчерского управления Юрий Крицкий. "Транснефть" - крупнейшая в мире трубопроводная компания, владеет 48,708 тысячи километров магистральных нефтепроводов. Контрольный пакет акций...

Сегодня в отношении руководства «Транснефти» действует система круговой поруки, известная как «Manus manum lavat» (лат. — Рука руку моет) – отмечается в докладе.

В распоряжение редакции оказалась часть доклада, составленного рядом авторитетных экспертов, адресованного Президенту России Владимиру Путину, и посвященного деятельности руководства компании «Транснефть», где эксперты подробно разбирают «серые» схемы, в которые сегодня втянута государственная компания, а также сенсационные подробности личного обогащения руководства госкомпании.

Доклад состоит из 15 томов, каждый том содержит описание схем, которые позволяют выводить из компании активы, осуществлять мошеннические действия, направленные на хищение денежных средств российских нефтяных компаний. Редакция получила возможность ознакомиться с деталями одного из расследований, связанными с получением коррупционной ренты при перевалке нефти через порты «Транснефти» по завышенным тарифам. Данное расследование озаглавлено как: «Manus manum lavat» (лат. — Рука руку моет).

По данным экспертов, президент «Транснефти» Токарев совместно с предпринимателем Зиявудином Магомедовым, а также вице-президентом «Транснефти» Алексеем Сапсаем организовали схему, в основе которой — завышенные тарифы по наливу и перекачке нефтепродуктов магистральными нефтепроводами «Транснефти». Схема изобилует фирмами – прокладками, а также фамилиями исполнителей, посредством которых непосредственно осуществляется хищение средств российских нефтяников, среди них: ООО «Транснефть-Терминал» (А.В. Зеленко), АО «Транснефть-Терминал» (М.М. Мельник), ООО «Транснефть-Сервис» и АО «Транснефть-Сервис» (С.Г. Киреев). Данные компании являются единственными посредниками для перевалки нефтепродуктов через порты «Транснефти», и именно с этими компаниями заключают договора АО «Черноморсктранснефть» и АО «Морской портовый сервис».

Главным исполнителем этой схемы эксперты считают вице-президента «Траснефти» Алексея Сапсая, ранее возглавлявшего в «Транснефти» ЦУП «ВСТО», который занимался строительством трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Проект и деятельность ЦУП «ВСТО» были аудированы Счетной палатой, которая выявила, что стоимость работ по проекту «ВСТО» была необоснованно завышена, торги по выбору подрядчиков проводились с нарушениями, незаконно уничтожалась документация, а некоторые акты были сфальсифицированы подрядчиками. В результате, объем нецелевых расходов госмонополии в ходе строительства трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан составил около $4 млрд. Неудивительно, что куратором темы по завышению тарифов по наливу и перекачке нефтепродуктов стал именно Алексей Сапсай, отмечают эксперты.

Сегодня вышеперечисленные компании самостоятельно устанавливают тарифы, значительно превышающие ставки ФАС. В результате, нефтекомпании, желающие перекачать свою нефть через порты монополиста, переплачивают в пользу адресатов, зарегистрированных в оффшорах. Объем незаконного бизнеса эксперты оценивают в десятки миллиардов рублей. Например, только по одному из эпизодов оффшорные компании Токарева, Магомедова и Сапсая заработали 500 млн рублей. Мы обратились с запросами в пресс-службу ФАС и в приемную главы ведомства Игоря Артемьева с просьбой прокомментировать данную ситуацию, но оба запроса остались без ответа.

Не больших результатов добилось и МВД России. Изначально, ГУЭБиПК МВД России направило ряд запросов в «Транснефть» с намерением проверить информацию о схемах, в которые была втянута госкомпания. Однако, по словам сотрудника ГУЭБиПК МВД России, пожелавшего остаться анонимным, от руководителя антикоррупционного ведомства Андрея Курносенко поступило неформальное распоряжение прекратить проверку. Возможно, что нежелание Курносенко довести расследование до суда было мотивировано тем, что в числе личных покровителей Николая Токарева — бывший министр внутренних дел РФ – ныне вице-президент по безопасности «Транснефти» Владимир Рушайло, которого глава МВД РФ Владимир Колокольцев попросту называет «папой». В результате, дело сегодня лежит мертвым грузом в 8 отделе Управления «Т» ГУЭБиПК МВД России.

Объективному рассмотрению материалов также препятствуют мощные ресурсы охранных агентств, подконтрольных Зиявудину Магомедову, состоящих из бывших сотрудников ЦРУБОП МВД России, которые имеют возможности незаконного прослушивания, скрытого наблюдения и силовой поддержки. Идет активное давление и вмешательство в процесс объективного рассмотрения материалов, с целью не привлечения виновных лиц к ответственности. В результате многие свидетели отказываются давать показания, опасаясь за свою жизнь и здоровье.

В докладе отмечается, что, скорее всего, такое резкое противодействие вызвано тем, что данные компании замешаны не только в схеме по завышению тарифов, но и являются частью масштабной системы «теневого рынка» нефти, при котором умышленно завышаются объемы транспортируемой нефти вопреки квотам Минэнерго. Как известно, Минэнерго распределяет среди компаний объемы по направлениям, пропорционально поданным заявкам, причем графики прокачки на ближнее и дальнее зарубежье формируются отдельно. В итоге компании порой получают направления экспорта, которыми не могут воспользоваться. Соответственно, существует и обратный процесс – когда Минэнерго компаниям дает меньше квот на вывоз нефти за рубеж, чем им нужно. И в том, и в другом случаях без компаний-прокладок «Транснефти» не обойтись. Так же известно, что нефтедобывающие комплексы зачастую добывают и перерабатывают гораздо больше нефти и нефтепродуктов, чем по официальной отчетности. Затем эта неучтенная нефть закачивается в трубы «Транснефти» и поставляется за рубеж. В этом случае, эта нефть перегоняется нелегально, и, разумеется, никто никаких налогов с этого не платит.

Именно коррупция при распределении квот на поставки нефти стала поводом для скандала, из-за которого в еще 2013 году в отставку ушел заместитель министра энергетики Павел Федоров . С его отставкой скандал удалось замять. И вот теперь, появилась новая цепочка, которая и привела к компаниям руководства «Транснефти», деятельность которых описана в докладе.

Сегодня в отношении руководства «Транснефти» действует система круговой поруки, известная как «Manus manum lavat» (лат. — Рука руку моет) – отмечается в докладе. Отсутствие желания у ФАС заняться проверкой завышенных тарифов, спуск на тормозах дела в ГУЭБиПК МВД России свидетельствуют о том, что спрут «Транснефти» распространил свое влияние на контролеров, регуляторов и правоохранителей. Эксперты отмечают, что «непрозрачность и отсутствие реальной ответственности менеджмента за результаты деятельности уже давно стало больше, чем проблемой, — по словам завлабораторией рыночной экономики экономического факультета МГУ Андрей Колганов — это вопрос политической воли со стороны руководства наладить нормальную систему управления и контроля».

Игорь Канайкин

«Башнефть» подала иск к «Транснефти». Теперь Николай Токарев не сможет «терять» по 700 тысяч тонн чужой нефти?

Компания «Башнефть» подала в столичный Арбитраж иск к АК «Транснефть». По слухам, претензии к возглавляемой Николаем Токаревым «Транснефти» у «Башнефти» касаются условий транспортировки нефти.

«Транснефть» - почти на 80% государственная компания, крупнейший оператор российских нефтепроводов. Вот только с руководителем компании не повезло - с 2007 года «Транснефть» возглавляет Николай Токарев. Если вкратце: под руководством господина Токарева «Транснефть» ежегодно «теряет» по 700 тысяч тонн нефти, на чем ее топ-менеджеры, похоже, успешно зарабатывают. На недовольство компаний-клиентов «Транснефть» ответила чередой исков.

При этом связь с реальностью Николай Токарев, похоже, постепенно теряет, решив судиться не только с самой «Роснефтью», возглавляемую Игорем Сечиным, но и с подконтрольной нефтяному гиганту «Башнефтью».

Сегодня стало известно, что «Транснефть» в рамках судебных разборок с «Роснефтью» об условиях контракта на транспортировку нефтепродуктов подала апелляцию. Напомним, возглавляемая Сечиным компания ранее добилась наложения судом обеспечительных мер - запрета на транспортировку своей нефти.

В своем исковом заявлении нефтяной гигант заявил, что оплатил «Транснефти» транспортировку топлива на текущий год. Тем не менее, на момент подачи заявления компании так и не заключили соответствующий договор из-за разногласий по ряду его пунктов. «Роснефть», в частности, не устраивает, как руководство «Транснефти» ведет учет технологических потерь нефти и компенсации по этим потерям.

Ранее структуры «Роснефти» обнаружили, что «Транснефть» при перекачке нефтепродуктов ежегодно «теряет» порядка 700 тысяч тонн нефти. И 250 тысяч тонн исчезнувшей нефти принадлежит как раз «Роснефти».

Сотрудники Сечина, по слухам, уверены, что на самом деле нефть никуда не пропадает, а реализовывается руководством «Транснефти» во главе с Токаревым по своему усмотрению и для пополнения собственных же счетов. якобы эта самая продадающая нефть оказывается в конце концов у китайцев.

Это и стало камнем преткновения Сечина и Токарева - «Транснефть» методики учета и нормы «потерянной нефти» менять не хочет. А «Роснефть» не хочет за просто так пополнять карманы токаревского топ-менеджмента. Требования «Транснефти», считают эксперты, выглядят как минимум, абсурдно: перекачивая чужую нефть, компания безо всякого обоснования самостоятельно устанавливает нормы потерь при транспортировке!

Теперь аналогичный иск к «Транснефти» подала и «Башнефть», которая на 60% контролируется «Роснефтью».

Токарев залез с другую «весовую категорию»?

И Николай Токарев, и Игорь Сечин - приближенные к Кремлю топ-менеджеры госкомпаний, имеющие связи как в силовых структурах, так и на «самом верху». Вот только Николай Петрович, похоже, не учел, что играя против интересов Сечина, он может и проиграть. А ведь падать потом будет больно и сидеть - долго. Игорь Иванович повел наступление на Токарева «по всем фронтам».

В частности, в текущем году дивиденды из «Транснефти» может выбить миноритарный акционер - фонд UCP Ильи Щербовича.

Фонд бизнесмена владеет более 70% всех привилегированных акций «Транснефти» - почти 500 тысячами ценных бумаг. Но летом 2016 года «Транснефть» неожиданно изменила устав, после чего «префы» стали дешевле обыкновенных акций, а обладатели привилегированных ценных бумаг потеряли право на промежуточные выплаты дивидендов.

Кроме того, речь идет о выплате дивидендов за 2013 год, когда за каждую обыкновенную акцию «Транснефть» заплатила 1221,38 рублей, а за привилегированную - только 724,21 руб.

UCP требовал в суде разницу, которая составляла более 100 млн рублей. Для Щербовича сумма небольшая, однако коммерсант считается человеком Игоря Сечина и ранее работал в структурах «Роснефти». «Наезд» в суде на Токарева Щербович вполне мог затеять в интересах главы «Роснефти».

Кстати, несмотря на то, что «Транснефть» - государственная компания, вот только государству и бюджету выгоды от токаревского менеджмента немного.

Несмотря на то, что суд Илья Щербович проиграл, его фонд еще может получить от «Транснефти» денег. Накануне стало известно, что Минэкономразвития подготовило для нефтяного оператора проект директивы, согласно которой «Транснефть» будет обязана начислить почти 60 млрд рублей дивидендов за девять месяцев прошлого года.

Напомним, что в прошлом году «Транснефть» воспользовалась тем, что могла отчислить дивиденды либо по российской системе учета, либо по международным стандартам отчетности. Но в итоге компания заплатила всего 12,8 млрд рублей против 71,7 млрд рублей максимально возможных дивидендов.

Теперь у Токарева вряд ли хватит влияния для того, чтобы добиться минимальных выплат акционерам и держателям ценных бумаг - речь идет о проблеме наполнения бюджета.

Кроме того, судится «Транснефть» и в Центробанком. Отметим, что при Токареве госкомпания, как считают аналитики, и так настолько закрытой, что проследить куда деваются государственные фактически деньги, подчас просто невозможно.

Вот и теперь Токарев ответил исками на вполне законное решение Банка России раскрыть финансовую информацию нефтяного оператора ее миноритарным акционерам. Пока что «Транснефти» доказать свою правоту в суде не удалось.

Нефтяные «самовары»

В 2016 году разразился скандал, когда в прессу попала часть доклада о теневых схемах «Транснефти», с помощью которых руководство компании фактически может заниматься мошенничеством на миллиарда рублей. Доклад лег на стол лично Владимиру Путину.

В докладе были представлены всего 15 эпизодов, однако ими масштаб мошеннических схем не ограничивается. В частности, руководство «Транснефти» необоснованно завышало тарифы при перевалке нефти через порты «Транснефти». В схеме участвовали так называемые фирмы-прокладки, на которых оседали миллионы рублей.

Более того, авторы доклада называли конкретные юридические лица, которые использовались как «прокладки». Среди них компания «Транснефть-Терминал» (А.В. Зеленко), «Транснефть-Терминал» (М.М. Мельник), «Транснефть-Сервис» и АО «Транснефть-Сервис» (С.Г. Киреев). Все эти юрлица являлись единственными посредниками для перевалки «черного золота» через порты «Транснефти».

Отдельная глава в докладе была посвящена вице-президенту «Транснефти» Алексею Сапсаю. В то время, когда топ-менеджер руководил в «Транснефти» ЦУП «ВСТО» и прокладкой трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан, Счетная палата обнаружила нарушения на 3,5 млрд рублей. Кроме того, именно при Сапсае стоимость трубопровода подскочила сразу на 69 млрд рублей.

Правда, сомнительно, что в случае, если имел место быть грандиозный «распил» бессменный глава «Транснефти» Токарев не получил свою долю. А то, что топ-менеджер превратит госкомпанию в собственную «кормушку», стало понятно еще в 2008 году, когда он без конкурсов провел аукционы на 78,5 млрд рублей.

«Засветился» господин Токарев и в международных скандалах. Международные наблюдатели заподозрили, что российский топ-менеджер мог быть причастен к некой темной истории, связанной с программой ООН «Нефть в обмен на продовольствие».

В частности, выяснилось, что компания «Gunvor», близкая к олигарху Геннадию Тимченко, была связана с режимом Саддама Хусейна. С Ираком компания торговала нефтью через «Зарубежнефть», которую на тот момент возглавлял Николай Токарев!

Уже заступив на пост главы государственной «Транснефти» Токарев со счетов одной из «дочек» компании подарил благотворительному фонду «Константиновский» 749 млн рублей. Борцы с коррупцией до сих пор гадают, куда «утекли» эти деньги.

Семейные интересы

У Николая Токарева есть зять. Зовут его Андрей Болотов. Сегодня - успешнейший бизнесмен. В частности, именно зять главы «Роснефти» руководил компанией «Ронин траст», управляющей средствами НПФ «Транснефть» в размере 3,5 млрд рублей.

Супруга Болотова - Майя, в девичестве Токарева, вернее, полная ее тезка, еще в 2014 году подала документы на получение кипрского гражданства. В качестве адреса проживания дама указала адрес кипрского офиса компании, работающей с НПФ. «Транснефти». Кстати, «Ронин траст» управляет также активами и семьи Токаревых-Болотовых.

Токаревы-Болотовы - владельцы обширнейшей коллекции недвижимости. Через компании «Катина д.о.о.», «Т.Г.А. д.о.о.», «Магнум ХР Нова д.о.о.» и «Ядранка д.д.» родственники главы «транснефти», судя по всему владеют шикарным пятизвездочным отелем в Хорватии.

В частности, учредителем «Т.Г.А. д.о.о.» значится Токарева Галина Алексеевна, полная тезка супруги главы «Транснефти». «Катина д.о.о.» учреждена через офшорную компанию «Ксерейт Инвестментс Лимитед», которая доверяла проведение сделок Андрею Болотову.

Чем закончится битва двух «топов» - Сечина и Токарева - неизвестно. Только глава «Транснефти» должен понимать, что «в живых» его карьеру Игорь Иванович в случае победы не оставит. А самого Токарева может и свободы лишить.

Об итогах реализации двух крупных проектов по развитию трубопроводной системы страны рассказывает вице-президент компании "Транснефть" Алексей Сапсай.

Алексей Николаевич, в декабре в энергетической системе страны появились два новых магистральных нефтепровода. Что они дают нашему государству?

Фото: Архив "Транснефть-медиа"

Алексей Сапсай: С точки зрения развития отрасли сделан значительный шаг в будущее: к магистральным трубопроводам подключены перспективные месторождения Заполярья, Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа. Наша компания достойно выполнила государственное задание: в установленный срок и с максимальным качеством, несмотря на то что "Транснефть" никогда ранее в таких условиях не выполняла масштабное строительство. Мы получили новый ценный опыт, проверили свои навыки, применили новые разработки и сформировали уникальный коллектив специалистов.

Какие новые российские технологии были применены при строительстве для преодоления природных особенностей?

Алексей Сапсай: Нефтепровод Куюмба - Тайшет был непростым. На его трассе совсем не было дорог, только тайга и морозы. На трассе от Куюмбы до Тайшета применены уникальные технические решения. Например, переход через реку Ангара, выполненный в скальном грунте, весь пришлось проходить взрывом. Спецпереход по внешнему электроснабжению через Ангару на опорах высотой 125 метров. Аналогов, возможно, во всей стране единицы.

"Заполярье - Пурпе" - очень сложный и во многом инновационный. Уже на первом этапе строительства - от НПС "Пурпе" до 358 км трассы пришлось прокладывать трубопровод надземным способом. Это был единственный вариант, способный дать возможность осуществлять транспортировку нефти в условиях Заполярья, когда зимой все промерзает, а летом превращается в непроходимые болота. Наши инженеры разработали несколько видов опор, способы термостабилизации грунтов. Нам пришлось закупать новую технику для погружений свай и ориентироваться на опыт местных подрядных организаций, уже имеющих опыт работы в условиях Крайнего Севера. Мы сделали свои выводы, переоценку и поняли, что тоже можем так работать. Перепланировали графики и организацию строительства выстроили по-другому. Темпы возросли, и постепенно пришло мастерство.

Вы сказали, что трубопровод прокладывался в сложнейших климатических и геологических условиях. Что это значит на практике?

Алексей Сапсай: Например болота. Обычно для вдольтрассового проезда возводится лежневая дорога из бревен. На Заполярье - Пурпе это осуществить было невозможно. Во-первых, нет леса, во-вторых, когда наступает паводок, все превращается в сплошное море. Мы нашли свой способ - перешли на грунтовые модули. Это специальные конструкции из тканого материала, которые засыпаются грунтом и связываются между собой. В итоге эта дорога стоит по сегодняшний день, по ней можно передвигаться в любое время года.

Компания "Транснефть" достойно выполнила государственное задание: в установленный срок и с максимальным качеством

Зима в тех краях - особый период года для строителей. Очень сложный и важный, поскольку именно зимние месяцы используются для активного ведения стройки - как для доставки техники, оборудования, материалов, ГСМ и продовольствия, так и для выполнения строительных работ. Доставка грузов и техники возможна только по зимнику - специально намороженным дорогам и переправам по льду через водоемы. При этом морозы до минус 60. Столбик термометра зашкаливает, ниже просто не показывает. Работы по строительству приходилось вести непрерывно и круглосуточно. Были моменты, когда по зимнику одновременно двигалось до полутысячи грузовиков. Эту технику надо было встретить, разгрузить и направить обратно в работоспособном состоянии.

На пути нефтепроводов есть и реки, причем довольно широкие...

Алексей Сапсай: Да, у "Транснефти" есть большой опыт по строительству подводных переходов для нефтяных магистралей. Но на этих двух проектах все переходы - уникальные. Например, через реку Таз, которая весной разливается, и ее пойма представляет собой море с небольшими островками суши - сплошное зеркало воды шириной в 30 километров.

Река Таз очень важна для местных жителей, она их кормит, они живут этой рекой. При проектировании и при выборе трассы, конечно, возник вопрос - как проходить пойму. Мы проводили общественные слушания с участием коренных малочисленных народов Севера.

Проекты по строительству магистральных нефтепроводов Заполярье - Пурпе и Куюмба - Тайшет успешно реализованы благодаря каждому участнику

В итоге договорились и приняли технические решения, устраивающие всех. По пойме реки Таз проложили трубу обычным траншейным методом. При этом предусмотрели ряд дополнительных мер, чтобы в дальнейшем эту траншею не размывало: укрепили грунтовыми модулями и по дну, и сверху. Сам переход через Таз было решено выполнить методом наклонно-направленного бурения. То есть мы не разрабатывали русло, не нарушали дно, а пробурили две скважины под руслом реки. От дна реки скважина проходила на глубине около 19 метров, а длина самого дюкера - свыше километра. Более того, основной дюкер в теплоизоляции был запасован в стальной кожух, который также нес защитные функции. Всю эту конструкцию - труба в трубе - мы уже протягивали в скважину под руслом реки.

Тащили дюкер тоже зимой - в другое время там просто невозможно работать.

При производстве работ у нас было налажено четкое взаимодействие с экологическими службами и самого Ямала, и с остальными. Замечаний к экологичности работ нет.

Удалось ли строителю победить природу?

Фото: Архив "Транснефть-медиа"

Алексей Сапсай: Да, удалось. Но самое главное, природу удалось сохранить. Тундра - хрупкая экосистема. При проведении работ "Транснефтью" учтены все требования местных жителей: они постоянно присутствовали на объектах строительства и в случае нарушений, которых, с честью могу сказать, было крайне мало, корректировали работу строителей. То есть строили так, чтобы в тундру никто ни влево, ни вправо, ни на полшага. Чтобы не повредить экосистему, не тронуть ягель (лишайник, которым питаются северные олени) за полосой отвода. Мы очень бережно отнеслись к среде обитания северных оленей, крупные поголовья которых для местных жителей - единственный источник существования. Мы позаботились о сохранении путей их миграции, для этого по маршруту нефтепровода предусмотрены переходы для животных.

А люди выдержали работу в таких условиях?

Алексей Сапсай: Люди, обычно, выдерживают, не выдерживает техника. Персонал получил неоценимый опыт, прошел через все трудности, преодолел все препятствия. Не только наши сотрудники, но и работники подрядных организаций, специалисты нашего проектного института. Это и наш кадровый потенциал, и наш кадровый резерв.

Проекты по строительству магистральных нефтепроводов Заполярье - Пурпе и Куюмба - Тайшет успешно реализованы благодаря каждому участнику: от людей рабочих профессий до инженерно-технических служб и руководителей, которые организовали работу.

Среди тех, кто был занят на проектах, много энтузиастов своего дела. Они готовы доказать, что работу можно выполнить в таких сложнейших условиях, в такие сжатые сроки и с надлежащим качеством. И - доказали. Сегодня все объекты готовы, на любой можно зайти и посмотреть, и ни за один не стыдно.