Тема: Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Что такое суффикс? Как научиться выделять несколько суффиксов

Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся читают свои тексты.)

III. Актуализация знаний

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

1) Землю согрело, не опоздай с посевом.

2) Разлитую воду не соберёшь.

Найдите слова с приставками. Выпишите их, выделите при­ставки.

IV. Самоопределение к деятельности

Спишите слова. Выделите в них корень. Столик, пенёк, лётчик.

Назовите окончания. (Нулевые окончания.)

- Объясните лексическое значение каждого слова.

Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)

Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)

Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 164 (с. 89).

- Прочитайте стихотворение.

Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс.)

Упр. 165 (с. 89).

- Прочитайте группы слов.

Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются?

С помощью какой части слова образованы новые слова?

Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)

Что такое суффикс?

Для чего служат суффиксы?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 166 (с. 90).

- Прочитайте текст. О каком городе в нём говорится?

Выполните задания.

Прочитайте однокоренные слова, которые вы выписали, и назовите в них суффиксы. (Тверь, тверичи (-ич-), тверские (-СК-).)

Какие ещё слова в тексте имеют суффикс -ск-1 (Русский, конских.)

- А как называют жителей нашего города (села)?

Прочитайте ниже сведения о языке.

Что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс?

Приведите примеры.

Упр. 167 (с. 90).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Корень мой находится в цене.

В очерке найдите приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка.)

Корень - с дорогой роднится,

В сборе приставка таится,

Суффикс как в слове дневник.

Целым же - в космос проник. (Спутник.)

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

Прочитайте слова.

Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.

Разделите их на две группы. (1) Домик, берёзка, рыбак; 2) пе­реход, отлёт, пригороде)

- По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй - с по­мощью приставок.)

- Что такое приставка? Для чего она служит?

Что такое суффикс? Для чего он служит?

IX. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Записать десять слов с суффиксами.

Мы все давно учились в школе и многое забыли. Но иногда бывает полезно вспомнить школьные знания, особенно из области русского языка. В этой статье мы вспомним, что такое суффикс слова.

Суффиксом является изменяемая часть слова, которая расположена после корня. Суффикс выделяют значком ^. Нулевой суффикс выделяют 0 (нуль). Для чего нужен суффикс? Суффиксы служат для образования новых слов и различных форм слова.

Какие бывают суффиксы

Виды суффиксов:

  • Суффиксы -ек и –ик. В случае, если при склонении слова выпадает гласный звук "е", нужно писать суффикс –ек. Если слова при склонении сохраняют звук "и", то нужно писать суффикс –ик. Примеры: сыноч –ек; калач –ик.
  • Буквы "ч" и "щ" в суффиксах –чик и –щик. В случае, если эти суффиксы стоят после букв "д", "т", "з", "с" и "ж", нужно писать букву "ч" . Во всех остальных случаях пишется "щ". Примеры: рассказчик, бурильщик.
  • Буквы "о" и "е" после ц и шипящих в суффиксах наречий, существительных и прилагательных. В случае, если суффикс существительного, прилагательного и наречия находится под ударением, нужно писать букву "щ", без ударения - писать "е". Примеры: меш-ок; мешоч-ек. Из этого правила есть исключение - слово "дешевый".
  • Одна и две буквы "н" в тех прилагательных, которые образованы от существительных.

Две буквы "н" будут писаться в прилагательных, которые образованы от следующих слов:

  1. От существительных, основа которых заканчивается на "н".
  2. От существительного с помощью суффиксов –онн и –енн.

Есть в этом правиле исключение - это слово "ветреный".

Одна буква "н" пишется:

  1. В суффиксах –ан и –ян в прилагательных, которые образованы от существительных. Есть исключения, это слова оловянный, стеклянный, деревянный.
  2. В кратких прилагательных, кроме форм в мужском роде.

Суффиксы –ск и –к в прилагательных. В случае, если прилагательные имеют короткую форму или образованы от существительных, основа которых заканчивается на "ч", "к", "ц", нужно писать суффикс –к. В остальных случаях –ск.

Как найти в слове суффикс

Зная, что суффикс располагается между окончанием и корнем слова, мы можем его легко найти.

    • Сначала нужно выделить именно эти морфемы.
    • Для того чтобы определить окончание, слово нужно проспрягать или просклонять. Изменяемая часть в конце слова и будет его окончанием. Ее нужно обвести квадратом.
    • Далее нужно подобрать к слову однокоренные слова. Это даст возможность определить корень. Им будет неизменная часть и общая часть для всех однокоренных слов. Обозначается корень дугой.
    • Часть, которая остается между корнем и окончанием, и есть суффикс. Он обозначается треугольником - ^. В слове может быть больше одного суффикса.

Типичные ошибки при выделении суффиксов

  • Конечные буквы суффикса часто путают с окончанием.
  • К суффиксу могут также отнести часть корня или часть предыдущего суффикса.
  • Могут не различить отдельные суффиксы и сумму суффиксов, например "грамот-н-ость".
  • При отсутствующем суффиксе могут выделить в суффикс часть корня слова.

Мы вспомнили, что такое суффикс и как его найти.

Тема: Что такое суффикс. Как найти суффикс в слове?

Цель:

    познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова;

    развивать связную речь, мышление, память, внимание, наблюдательность, обогатить словарный запас;

    воспитывать трудолюбие.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник

Литература:

    Канакина В. П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 159 с., л. ил. : ил. – (Школа России).

    Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 384 с. – (В помощь школьному учителю).

    Васильева Н. Ю., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 480 с. – (В помощь школьному учителю)

Ход урока

    Организация начала урока

    Проверка домашнего задания

    Актуализация опорных знаний

    Сообщение темы и задач урока

Физкультминутка

    Итог урока

    Сообщение домашнего задания

Содержание урока

    Организация начала урока

    Добрый день, меня зовут __________________ и сегодня урок русского языка, проведу у вас я.

    Посмотрите, правильно ли вы сидите: руки на месте, ноги на месте, локти у края, спинка прямая.

    У вас на партах лежит: учебник, тетрадь, дневник и пенал. Всё лишнее уберите.

    Проверка домашнего задания

    Вам дома нужно было списать текст, вставить пропущенные буквы и найти глаголы с приставками

    Прочитай, как ты выполнил это упражнение.

Вы шел звёздной ноч ь ю ослик. У видел в небе мес я ц. У д и вился : «А где же половинка?» По шел искать. В кусты за гл я нул , под лопухами по шарил . На шел её в саду в мален ь кой лужице. По см о трел и тронул ножкой – живая.

    Актуализация опорных знаний

3.1. Минутка каллиграфии

    На уроках русского языка мы учимся не только правильно говорить, но и красиво писать. Запишите, пожалуйста, сегодняшнюю дату.

    Запишите в тетради такие соединения букв ИЛ, АТ, КАОК.

    Какое соединение в первом случае? (нижнее)

    Какое соединение во втором случае? (верхнее)

    Какое соединение в третьем случае? (среднее)

    Посмотрите на доску, вам нужно списать слово, вставить пропущенную букву, выделить корень и придумать 2 однокоренных слова с приставками:

К а тился – скатился, укатился, перекатился

    Вам нужно переписать предложение, вставить в нем пропущенные буквы, выделить главные члены предложения и охарактеризовать это предложение:

Митя накатался на саночках с л…дяной г…ры и на к…ньках по з…мерзшей р…ке.

    Правильно, это предложение повествовательное, простое, распространенное.

    Мотивация учебной деятельности

    Спишите слова. Выделите в них корень.

столик, пенек, летчик.

    Назовите окончания (нулевые окончания)

    Объясните лексическое значение каждого слова.

    Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)

    Подумайте и скажите, как называется часть слова, которая стоит после корня.

    Эта часть слова называется суффикс.

    Сообщение темы и задач урока

    Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с суффиксом и для этого нам нужно ответить на первый вопрос, что же такое суффикс.

    Первичное восприятие и осознание нового материала

6.1 Работа по учебнику с. 89 упр. 165

    Прочитайте группы слов. Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются?

    С помощью, какой части слова образованы новые слова?

    Спишите первые два столбика. Выделите в словах все части слова.

    Проверяем. Читаем цепочкой. Начинай, читай слово, и называй какие части в нем нужно выделить.

    Прочитайте, молча правило. Что такое суффикс?

    Для чего служит суффикс?

    Закрепление и осознание изученного материала

7.1. Работа над однокоренными словами

    Прочитайте. Найдите однокоренное слово из скобок к данному слову и выделите в нем суффикс.

страус (страусы, страусенок ), фокус ( фокусник, фокусы), осень (осина, осенний ), ёж (ежи, ежонок ), пятно (пятна, пятнышко ), снег ( снежок , снегирь), калина (калины, калинка )

    Прочитайте ниже сведения о языке.

    Что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс? Приведите примеры.

7.1. Работа над шарадами

    Ребята сейчас я вам предлагаю внимательно послушать текст и сказать, что же это такое:

Корень мой находится в цене.

В очерке найдите приставку мне

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же в дневнике я и журнале (Оценка)

Корень – с дорогой роднится,

В сборе приставка таится,

Суффикс мой в слове дневник.

Целым же – в космос проник. (Спутник)

7.2. Работа в парах

    Прочитайте слова.

Домик, пригород, березка, рыбак, переход, отлёт.

    Разделите их на две группы. (домик, березка, рыбак; переход, отлет, пригород)

    По какому признаку вы разделили слова? (в первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй – с помощью приставок)

    Что такое приставка? (значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.)

    Итог урока

    Что нового вы узнали на уроке?

    Что такое суффикс?

    Как найти суффикс?

    Сообщение домашнего задания

    Откройте дневники и запишите домашнее задание с. 90 упр. 167. В нем вам нужно будет прочитать стихотворение, переписать его, выделить в именах существительных суффиксы –к-, -ишк-, объяснить написание выделенных орфограмм.

1. Суффикс - это морфема, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов, хотя может использоваться и при образовании формы одного слова.

Например: добрый - доброт а (суффикс -от - словообразовательный), добрее , добрейш ий (суффикс -ее - формообразующий, образует форму сравнительной степени прилагательного; суффикс -ейш - формообразующий, образует форму превосходной степени прилагательного).

Обратите внимание!

В некоторых случаях суффикс -j- может не получать в слове специального графического обозначения. На его наличие могут указывать гласные е, ё, ю, я в положении после согласного или разделительный ь , например: Поволжь [ j ]е [пΛво́лжjь], Заонежь [ j ]е [зъΛн’э́жjь].

2. Большинство суффиксов служит для образования новых слов.

Учить - учитель , учительств о, учительск ий.

Формообразующих суффиксов в русском языке сравнительно немного. Наиболее важными среди них являются следующие:

    суффиксы сравнительной и превосходной степени прилагательного: -ее (-ей ), -е, -ше, -ейш-, -айш ;

    Быстрее , быстрей , дороже , старше , глубочайш ий, мудрейш ий.

    суффикс прошедшего времени глагола -л ;

    Пришёл , узнал .

    суффикс повелительного наклонения глагола -и ;

    Бери , веди .

    некоторые суффиксы существительных как показатели множественного и единственного числа;

    Ср.: гражданин (ед.ч.) - граждане (мн.ч.); друг (ед.ч.) - друзья (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я [а ], но и за счёт суффикса -j- - [друз’j а́]); сын (ед.ч.) - сыновь я (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я [а ], но и за счёт суффикса -овj - [сынΛв’j а́]); утён ок (ед.ч.) - утят а (мн.ч.).

    некоторые суффиксы существительных как показатели косвенных падежей.

    Ср.: мать - (нет) матер и , время - (нет) времен и.

Правописание суффиксов зависит от частеречной принадлежности слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.

Обратите внимание!

1) В лингвистике нет единства в определении статуса показателя неопределённой формы глагола (инфинитива) - -ть, -ти, -чь (бежать , везти , беречь ). Часть исследователей характеризует эти морфемы как окончание, другие - как суффикс. В данном пособии мы рассматриваем показатель инфинитива (-ть, -ти, -чь ) как окончание (!).

2) В лингвистике нет единой точки зрения на частеречную принадлежность причастий (читающ ий, читаем ый, прочитавш ий, прочитанн ый ) и деепричастий (читая , прочитав ). В одних пособиях причастия и деепричастия характеризуются как самостоятельные части речи (и в этом случае соответствующие суффиксы будут словообразовательными), в других - как особые формы глагола (и тогда те же суффиксы будут формообразующими). В данном пособии причастия и деепричастия рассматриваются как самостоятельные части речи.

3. Как корни и приставки, суффиксы могут изменять свой внешний облик. При этом, как и в корнях, здесь наблюдаются чередования согласных и гласных звуков. В частности, возможны «беглые гласные».

Ср.: книж-к -а - книж-ек ; скольз-к -ий - скольз-ок , смеш-н -ой - смеш-он , стар-ец - стар-ц -а, блюд-ц -е - блюд-ец .

Достаточно регулярно в суффиксах наблюдаются чередования согласных и сочетаний звуков (к /ч , ова /уj ).

Ср.: книж-к -а - книж-еч -к-а, ком-ок - ком-оч -ек, пир-ова -ть - пир-уj -ю.

4. В целом при выделении суффиксов и комплексов суффиксов необходимо ориентироваться на слова, от которых образовано данное слово. При этом удобно использовать перифраз с таким однокоренным словом.

Например:

  1. Сравним морфемный состав имён существительных: Сашенька, вишенка, горошинка .

      В слове Сашенька (Саш-еньк-а ) выделяется корень Саш- (Саш-а ) и суффикс -еньк (а ): «Сашенька - уменьшительно-ласкательное к Саш а ».

      В слове вишенка (вишен-к-а ) выделяется корень вишен- с беглой гласной (вишн-я ) и суффикс (а ): «Вишенка - маленькая вишн я ».

      В слове горошинка (горош-ин-к-а ) выделяется корень горош- с чередующимися согласными х /ш (горох ) и два суффикса: суффикс -ин- (горош-ин-а ): «Горошина - единичная составляющая гороха» ; суффикс (а ): «Горошинка - маленькая горош ина ».

  2. Сравним морфемный состав имён прилагательных: мечтательный и сознательный .

      В слове мечтательный (мечт-а-тель-н-ый ) выделяется корень мечт- (мечт-а ) и три суффикса: суффикс глагола -а- (мечт-а-ть ): «Мечтать - предаваться мечт ам »; суффикс -тель со значением «деятель» (мечт-а-тель ): «Мечтатель - тот, кто любит мечт ать »; суффикс прилагательного (ый ): «Мечтательный - такой, как мечтатель ; свойственный мечтател ю ».

      В слове сознательный (со-зна-тельн-ый ) выделяется корень зна- (зна-ть ) с приставкой со- (со-зна-ть ), а также один суффикс -тельн (ый ): «Сознательный - такой, который правильно созн аёт , понимает окружающую действительность». Суффикс -тель в данном случае не выделяется, поскольку в русском языке нет существительного сознатель .

Обратите внимание!

Наиболее типичными ошибками при выделении суффиксов являются следующие.

1) Отнесение конечных букв суффикса к окончанию. Особенно часто это происходит с суффиксами: -ениj (е ) - влад-ениj -е, -тиj (е ) - взя-тиj-е, -иj (е ) - самолюб-иj-е, -j (е ) - счасть-j-е, -j (ё ) - старь-j-ё, -ациj (я ) - делег-ациj-я, -иj (я ) - арм-иj-я . Во всех этих случаях иj или j относятся к суффиксу, а не к окончанию (!).

2) Отнесение к суффиксу части корня или части предыдущего суффикса (обычно при наличии в конце слова одинаковых звуков и букв).

3) Неразличение отдельных суффиксов и суммы суффиксов.

Ср.: косн- ость (от косн ый , где косн - - корень), готов -ность (от готов ый , где готов - - корень), грамот-н- ость (ср.: грамот -а грамот -н -ый грамот-н- ость ).

Суффикс - одна из морфем русского языка. Как и любую другую морфему, суффикс можно легко обнаружить при морфемном разборе слова. Есть схема анализа, облегчающая работу.

Порядок морфемного разбора слова

  1. Задать вопрос к слову для определения части речи.
  2. Окончанием называют изменяемую часть слова. Для поиска меняем слово: спрягаем или склоняем.
  3. Основа - часть, оставшаяся после отделения окончания. В этой части следует искать корень, приставку и суффикс.
  4. Корнем называют общую часть однокоренных слов. Чтобы корректно выделить ее, нужно найти максимально возможное количество родственных слов.
  5. Приставку найдем перед корнем, в начале слова.
  6. Суффикс следует искать после корня, перед окончанием.

Не все слова имеют в наличии все морфемы.

Отсутствующее в слове окончание называют нулевым. В неизменяемых словах (наречие, деепричастие) нет окончаний.

Встречаются слова с двумя корнями. "Биология"- слово с двумя корнями.

Много слов без приставки и без суффикса. В то же время можно найти и с несколькими приставками или суффиксами. В слове "учительство" два суффикса, а в "учительствовать" три.

Суффикс "ся" (или "сь") , стоящий после окончания называют постфикс.

Основная функция у суффикса - образование новых слов. Суффикс "л" используют для образования прошедшего времени глагола и он не входит в основу.

У каждой части речи есть характерные суффиксы. "Ик", "ец" - суффиксы существительных ("жеребец", "голубика"). "Енн", "ист" - прилагательные ("утренний", "серебристый"). Есть даже у местоимения характерные суффиксы: "то", "либо", "нибудь" ("кто-нибудь", "что-либо").

Пример морфемного разбора слова "дождливый"

  1. "Какой?" - прилагательное.
  2. "Дождливая", "дождливые", "дождливое" - окончанием будет "ый".
  3. Основа - дождлив.
  4. Однокоренные слова: "дождь", "дождливо", "дождинка", "дождливость", "дождевой", "дождеприемник", "дождевик", "дождик".
  5. Приставки в слове нет.

Суффикс слова "лив" показывает, обладание каким-то качеством.

Вывод:

Мы сделали морфемный разбор слова "дождливый" и нашли суффикс "лив".