Анализ геометрической формы предмета — Гипермаркет знаний. Анализ геометрической формы предмета план-конспект урока (9 класс) на тему Анализ задания и описание геометрической формы детали

Подготовила :

2005 – 06 учебный год

Тема: Анализ геометрической формы предмета

Цели : вспомнить геометрические тела, дать понятие об анализе формы предмета; научить учащихся в любой технической детали находить простые геометрические тела, читать и строить их чертежи; развивать пространственные представления и мышление; воспитывать чувство времени, ответственности в коллективе .

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы проведения: викторина, беседа, чтение и выполнение чертежей, упражнения, работа с учебником.

Материальное обеспечение: модели геометрических тел, образование геометрических тел, технические детали.

Х О Д У Р О К А.

I. Организационная часть.

II. Сообщение темы, целей урока

Тема урока: «Анализ геометрической формы предмета». Мы должны вспомнить основные геометрические тела, узнать, как строиться их проекции, использовать эти сведения при чтении чертежа. (слайд № 1)

III. Изучение нового материала.

1. Проведение викторины « Вспомни геометрические тела ».

Учитель: Прежде чем рассматривать новую тему, организуем между тремя командами (рядами) викторину «Вспомни геометрические тела».

Задача – вспомнить геометрические тела. Я буду опираться. ребята, на ваши знания из курса геометрии, рисования технологии. Чья команда даст больше правильных ответов, та и одержит победу. Готовы?.

Начинаю викторину.

Вопрос 1 команде: Как называется это геометрическое тело? (Демонстрация куба). Вывод. (слайд № 2)

Вопрос 11 команде : Назовите это геометрическое тело. (Демонстрация шестиугольной призмы). Вывод. (слайд № 3)

Вопрос 111 команде: Какое название имеет это геометрическое тело? (Демонстрация четырехугольной пирамиды.) Вывод. (слайд № 4)

Вопрос 1 команде: Какое геометрическое тело образуется при вращение прямоугольника? Вывод. (слайд № 5)

Вопрос 11 команде : Какое геометрическое тело образуется при вращение треугольника? Вывод. (слайд № 6)

Вопрос 111 команде: Какое геометрическое тело образуется при вращение трапеции? Вывод. (слайд № 7)

Вопрос для всех: Показаны лыжные палки с остриями в виде конуса, призмы и пирамиды. Фронтальные проекции их одинаковы, а горизонтальные?

1 команда – 1 рис.

2 команда – 2 рис.

3 команда – 3 рис.

Выводы. (слайд № 8)

Все команды справились с вопросами викторины, показали неплохие знания геометрических тел.

2. Беседы об анализе геометрической формы предметов.

Названия геометрических тел первоначально были названиями конкретных предметов, имеющих форму, более или менее близкую к форме данного тела. Так слово «цилиндр » означало валик, каток, слово «конус » - сосновая шишка, слово «призма » – опиленная (имеется в виду опиленное бревно), «пирамида » происходит от слова «пюрами с », которым греки называли египетские пирамиды. Некоторые ученые предполагают, что форма пирамиды, в свою очередь, была подсказана египтянами перспективным сближением солнечных лучей. Такой световой эффект можно иногда наблюдать при появлении солнца в разрыве облаков. Шар ограничен поверхностью, которая называется сферой, от греческого слова «сфейра » - мяч. (слайд № 9-10)

Человек изучал форму предметов в процессе своей практической деятельности.

Присмотритесь к геометрическим телам, форма каждого тела имеют свои характерные признаки, по которым мы отличаем цилиндр от конуса, а конус от пирамиды. Мы говорим «куб » и каждый представляет себе его форму. Говорим «шар », и опять у нас возникает вполне конкретный образ.

Рассмотрим некоторые особенности геометрических тел.

Геометрические тела делятся на тела вращения и многогранники

Какие тела вращения вы знаете? Вывод.

Цилиндр, конус и усеченный конус имеют следующие элементы:

ось вращения, основание, образующую, цилиндр – цилиндрическую поверхность, конус - коническую поверхность, конус еще имеет вершину. (слайд № 11-12)

Шар - ось вращения, центр, экватор, меридиан. (слайд № 13)

Какие геометрические тела из многогранников вы знаете? Вывод.

Параллелепипед : прямоугольный, куб имеют вершины, грань, ребро. (слайд №14

Призма : основание, вершина, ребро, грань. (слайд № 15)

Пирамида, усеченная пирамида -вершина, ребро, грань. (слайд № 16)

Какие элементы являются общими у данных геометрических тел? Вывод.

И так, мы разобрали с вами элементы геометрических тел по которым мы отличаем их друг от друга.

В зависимости от основания призма и пирамида может быть различной. Если в основание шестиугольник, то призму и пирамиду называем шестиугольной; если треугольник, то треугольной призмой или пирамидой.

Вопрос: Присмотритесь к окружающим нас предметам. Что вы можете заметить? (Ответы учащихся)

Обобщение. Правильно, предметы имеют форму геометрических тел или представляют их сочетание.

Параллелепипед, призмы – жилой многоэтажный дом, деревенский дом;

Шар – мяч;

Цилиндр – барабан;

Конус – пожарное ведро;

Усеченный конус – цветочный горшок, ведро; (слайд № 17)

В основе формы деталей машин и механизмов также находятся геометрические тела.

Взгляните на таблицу. (слайд № 18)

Здесь изображены различные детали. Часть из них самой простой формы.

Вопрос: кукую форму имеют ось и ролик? А какова форма прокладки?

(Ответы учащихся).

Обобщение. О таких деталях, как ось и ролик, мы скажем, что они цилиндрические, а о прокладке - она призматическая.

Другие детали имеют более сложную форму, они представляют собой совокупность геометрических тел. Например: валик образуется в результате добавления к цилиндру другого цилиндра меньших размеров. А втулка – цилиндрическая, из которой удален другой цилиндр меньшего диаметра.

Труднее понять по чертежу форму более сложной детали, например вилка.

Вопрос: Как легче определить форму предметов по чертежу? (Ответы учащихся).

Обобщение. Для этого сложную по форме деталь мысленно расчленяют на отдельные составляющие ее части, имеющие форму различных геометрических тел.

Определение: мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела называют анализом геометрической формы. (слайд № 19)

Дано изображение опоры. Какова его форма? (слайд № 20)

Она слагается из прямоугольного параллелепипеда, двух полуцилиндров и усеченного конуса. В детали имеется цилиндрическое сквозное отверстие. После такого «расчленения» форму детали определить легче.

3.Первичное закрепление: устный опрос.

Вопросы и задания для закрепления:

Рисунок 1 (слайд № 21)

Какие геометрические тела изображены?

Есть ли на изображение тела вращения

Если есть, назовите их.

Какое геометрическое тело расположено ближе всех к нам?

Какие геометрические тела касаются друг друга.

Рисунок 2 (слайд № 22)

Из каких геометрических тел состоит эта композиция.

Определите вид сверху данной композиции.

IV. Закрепление изученного материала. (слайд № 23)

Практическое упражнение

Задание: по наглядному изображению детали выполните ее чертеж в необходимом количестве видов.

V. Домашнее задание (слайд № 24)

VI. Заключительная часть. (слайд № 25)

Подведем итоги урока, заполняя пустые графы текста нужными словами и терминами.

1. Каждую деталь можно мысленно ________________

на отдельные _____________

2. Такой процесс называется ___________________

3. Одинаковыми проекциями отличаются только два геометрических тела – это __________________ и ____________________

Тема. Анализ геометрической формы предмета.

Цель урока. Научить учащихся уверенно различать модели геометрических тел, правильно называть их, а также мысленно расчленять предмет на составляющие его геометрические тела с последующим выполнением чертежей и наглядных изображений этих тел.

План урока . 1. Организационная часть – 2 мин.

2. Изложение нового материала -30 мин.

3. Графическая работа – 12 мин.

4. Домашнее задание – 1 мин.

Оборудование. 1 Модели геометрических тел.

2.Модели деталей.

3.Презентация «Геометрические тела»

На предыдущих уроках мы узнали, что в зависимости от сложности геометрической формы предмета, на чертеже он может быть представлен 1 проекцией(плоская деталь), 2 проекциями или 3 проекциями (прямоугольный параллелепипед). Но прямоугольный параллелепипед – это простое геометрическое тело и выполнение его чертежа не представляло трудностей.

В. Как мы строили чертеж прямоугольного параллелепипеда?

О. При помощи прямоугольного проецирования. Мысленно располагали параллелепипед в трехгранный угол так. чтобы грани параллелепипеда были параллельны соответствующим граням трехгранного угла и из вершин параллелограмма проводили перпендикулярно плоскостям проекций проецирующие лучи. Соединив полученные на плоскостях проекций точки, получили чертеж прямоугольного параллелепипеда в 3 видах.

А если нам нужно построить чертеж стола, стула, телевизора, других окружающих нас предметов? Или чертеж одной из представленных перед вали деталей? (демонстрируются детали). Нужно вначале определить, из каких простых геометрических тел состоит эта деталь, т.е. проанализировать ее геометрическую форму.

Учащиеся открывают тетради и записывают число и тему урока «Анализ геометрической формы детали ».

В. Какие простые геометрические тела вам известны?

О. Прямоугольный параллелепипед, шар, конус и т. д.

Рассмотрим прямую призму . (демонстрируется модель призмы). Это многогранник у которого 2 грани – многоугольники (основания призмы), а остальные грани – прямоугольники, расположенные перпендикулярно основанию. Если в основании лежит правильный многоугольник, у которого все стороны равны и все внутренние углы равны, то призма называется правильной.

Существуют различные виды призм, но в школьном курсе черчения мы будем рассматривать правильную прямую призму. В зависимости от того, какой многоугольник лежит в основании призмы, и называться она будет соответственно. (демонстрируются модели правильной треугольной, шестиугольной призм).

Хорошо вам известный прямоугольный параллелепипед – это частный случай призмы.(демонстрируется модель прямоугольного параллелепипеда).

В. Какие геометрические фигуры являются его гранями?

О. Прямоугольники.

Значит, прямоугольный параллелепипед – это шестигранник, все грани которого прямоугольники и противоположные грани попарно параллельны. Он имеет 8 вершин, 12 ребер, 6 граней.

Куб – прямоугольный параллелепипед, все грани которого равны. ( демонстрируется модель куба).

Это многогранник, одной из граней которого является многоугольник (основание пирамиды) , а остальные грани –равнобедренные треугольники с общей вершиной. Мы будем рассматривать правильную пирамиду.

В. Почему она правильная?

О. 1. В основании лежит правильный многоугольник. 2. Высота пирамиды (перпендикуляр, опущенный из вершины пирамиды на основание) проходит через центр основания. 3. Боковые грани – равнобедренные треугольники.

В зависимости от того, какой многоугольник лежит в основании, соответственно называется и пирамида.(демонстритуются правильная треугольная и четырехугольная пирамиды) .

Если верхушку пирамиды отсечь плоскостью. параллельной основанию, то получим усеченную пирамиду.(демонстрируется модель усеченной пирамиды).

Итак, рассмотренные геометрические тела (призмы и пирамиды) – это многогранники.

Мы рассмотрели модели многогранников, а вот как выглядят их наглядные изображенияУчащиеся называют многогранники, представленные на слайде.

Рассмотрим другую группу геометрических тел: цилиндр, конус, шар.

Цилиндр – геометрическое тело, ограниченное замкнутой цилиндрической поверхностью и двумя секущими ее параллельными плоскостями (основания цилиндра).

В. Какие фигуры являются основаниями цилиндра?

(демонстрируется цилиндр)

Конус – геометрическое тело, ограниченное поверхностью круглого конуса и плоскостью, содержащей направляющую окружность. У прямого конуса перпендикуляр из вершины конуса на основание проходит через центр окружности (демонстрация конуса).

Усеченный конус (демонстрация усеченного конуса).

Шар – геометрическое тело, ограниченное сферической поверхностью. (демонстрация шара).

Конус, цилиндр и шар – это тела вращения т.к. все они получаются путем вращения плоских фигур вокруг оси: прямоугольного треугольника вокруг одного из катетов, прямоугольника вокруг одной из осей симметрии, круга вокруг своего диаметра соответственно.

Запись в тетради: (слайд №4)

Геометрические тела.

Многогранники Тела вращения

1. Призма (прямоугольный параллелепипед 1. Конус

2. Пирамида 2. Цилиндр

Геометрические тела находятся не только в окружающих нас предметах, но и в основе формы деталей машин Учащиеся определяют форму оси, ролика, шпонки, прокладки.

Но не все детали имеют такую простую форму. Большинство из них имеют более сложные очертания и их форма не определяется одним геометрическим телом Ученики анализируют геометрическую форму валика и и втулки.

Труднее разобраться в форме более сложной детали. Учащиеся анализируют геометрическую форму представленной на слайде детали.

В. Как мы определяли геометрическую форму детали?

О. Мысленно расчленяли деталь на простые геометрические тела.

Запись в тетради: анализ геометрической формы предмета – это мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела.

Учащимся предлагается проанализировать геометрическую форму деталей, представленных на рисунке в учебнике.

Итак, мы научились анализировать геометрическую форму предметов. Но для того, чтобы выполнить чертеж этого предмета, надо знать, как выполняются чертежи геометрических тел. В тетради: чертежи и наглядные изображения геометрических тел.

В. Что называется чертежом детали?

О. Это проекция детали на плоскость.

В. Какие виды наглядных изображений вам известны?

О. Аксонометрическая проекция и технический рисунок. (учащиеся дают их определение, отмечают их общие черты и различие).

В тетради:

1. Куб (а=40).

2. Прямоугольный параллелепипед (40 х 20 х 70).

Перед выполнением графической работы проводится «физкультминутка» (гимнастика для глаз).

Подведение итогов урока. На сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с различными моделями геометрических тел, научились правильно называть их, а также научились анализировать геометрическую форму детали и начали выполнять чертежи и наглядные изображения этих тел.

1. В. «Это» можно получить, если вращать прямоугольник вокруг оси. Оно похоже на бидончик или на бочку.

О. Цилиндр.

2. В. «Это» можно получить, вращая прямоугольный треугольник вокруг оси. Оно похоже на колпак звездочета.

3. В. Много «этого» можно получить, купив «Рондо» - свежее дыхание и сняв упаковку.

О. Цилиндры.

4. В. «Это» можно получить, вращая половинку круга вокруг оси. «Этим» любят играть все дети, да и не только дети.

Домашнее задание. Выполнить чертеж и наглядное изображение прямоугольного параллелепипеда.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тумская средняя общеобразовательная школа №3»

Конспект урока по черчению

8 класс

Тема урока: Чертежи геометрических тел. Анализ геометрической формы предмета.

Цель урока: Формировать у обучающихся понятие и умение анализа формы предмета.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся смогут называть основные геометрические тела; обучающиеся смогут находить в окружающем пространстве предметы, состоящие из геометрических тел и их отдельных частей.

Обучающиеся смогут выполнять чертежи деталей, состоящих из простых геометрических тел по описанию.

Задачи

Задачи

Пути решения

Формировать информационную компетенцию

Анализ графической информации

Работа по индивидуальным карточкам

Формировать учебно-познавательные компетенции

Организация работы по целеполаганию, определение ожидаемых результатов и задач занятия, выяснению степени достижения задач

Формировать общекультурные компетенции

Обращение к образцам мировой культуры: древнегреческим пирамидам, современной архитектуре

Формировать коммуникативную компетенцию

Умение ясно и чётко излагать свои мысли, умение грамотно применять технические термины.

Материальное обеспечение:

Модели деталей, презентация « Геометрические тела. Выполнение чертежей деталей на основе анализа геометрической формы предмета», карточки-задания, таблицы «Проецирование на три плоскости проекций».

Х О Д У Р О К А:

  1. Организационная часть. Просмотр готовности учащихся к уроку.
  2. Мотивация: В кабинете представлены различные геометрические тела: простые и тела со срезами.

Ребята, как вы думаете, на какие две группы можно разделить эти геометрические тела? (полные и усечённые) .

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о геометрических телах, а также мы научимся строить их на основе анализа формы.

  1. Итак, тема нашего урока – «Геометрические тела. Выполнение чертежей деталей на основе анализа геометрической формы предмета».

Повторение проекций геометрических тел осуществляется в ходе решения простых задач- головоломок. Показываю учащимся чертежи нескольких систем координат, в каждой из которых изображена лишь одна проекция геометрического тела и предлагаю ответить на вопрос: какие геометрические тела имеют такую проекцию и как эти тела расположены в пространстве? Учащиеся по желанию выходят к доске, дочерчивают остальные проекции и поясняют положение тела в пространстве. (Должно быть не менее двух решений)

Презентация к уроку «Геометрические тела. Анализ геометрической формы предмета».

Форма каждого геометрического тела имеет свои характерные признаки. По этим признакам мы отличаем цилиндр от конуса, а конус от пирамиды. Мы говорим «куб», и каждый представляет себе его форму, говорим «шар», и опять в нашем сознании возникает форма определённого геометрического тела.

Слайд с геометрическими телами.

Обобщение ответов :

Геометрическое тело - это замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими или кривыми поверхностями.

Вопрос: На какие две группы можно разделить все геометрические тела?

Все геометрические тела можно разделить на две группы: многогранники (куб, призма, параллелепипед, пирамида) и тела вращения (цилиндр, конус, шар). Форма каждого тела имеет свои характерные признаки.

Присмотримся к окружающим нас предметам. Что вы можете заметить? (Ответы учащихся)

Обобщение: Правильно, они имеют форму геометрических тел или представляют их сочетания.

  1. Обобщение материала по теме «Вырезы на геометрических телах».

В практике черчения часто приходится иметь дело с предметами, которые удобно рассматривать как геометрические тела, имеющие различные плоские срезы.

Слайд с изображением геометрических тел, усложненных плоскими срезами.

Детали такой формы широко распространены в технике. Чтобы начертить или прочитать их чертёж, надо представить форму заготовки, из которой получается деталь, и форму выреза.

Сначала изображают прямоугольник – вид цилиндра слева, являющегося исходной формой детали. Затем строят проекцию выреза. Его размеры известны, следовательно, точки а 1 , б 1 и а, б, определяющие проекции выреза, можно рассматривать как заданные.

Построение профильных проекций а 11, , б 11 этих точек показано линиями связи со стрелками, (слайд презентации).

5. Закрепление изученного материала.

Задание по индивидуальным карточкам-заданиям.

В этом задании необходимо построить проекции выреза или среза цилиндрической детали в ортогональных проекциях и в изометрии,

обозначить недостающие проекции заданных точек, определяющих форму выреза.

6.Гимнастика для глаз (Цирк). 2 минуты.

7. Нам предстоит выполнить ещё одно задание. Необходимо будет выполнить чертёж детали по описанию. Оси симметрии всех деталей в данном упражнении перпендикулярны профильной плоскости проекций W, плоскости оснований всех элементов деталей параллельны W. Все элементы деталей имеют общую ось симметрии, совпадающую с осью детали.

Фронтальное задание.

Цилиндр 1 диаметром 20 мм, длиной 40 мм примыкает к правильной четырёхугольной призме высотой 25 мм с ребром основания 30 мм. Боковые грани параллельны фронтальной и горизонтальной плоскостям проекций. Призма примыкает к цилиндру 2 диаметром 48 мм, длиной 30 мм. К цилиндру 2 большим основанием диаметром 48 мм примыкает усечённый конус высотой 4 мм, углом наклона образующих 45. Деталь называется «Опора».

Индивидуальные задания по вариантам, подобные предыдущему.

6. Рефлексия.

Я уже могу…

Я сегодня на уроке выполнил(а)…

Сегодня на уроке мне понравилось …

Мне ещё предстоит научиться…

7. Домашнее задание: Повторить §13, задание к рисунку 107 (учебник).


На рисунке 72 вы видите изображения некоторых геометрических тел. Форма каждого из них имеет свои характерные признаки. По этим признакам мы отличаем цилиндр от конуса, а конус от пирамиды. С большинством этих тел вы знакомы. Мы говорим «куб», и каждый представляет себе его форму. Говорим «шар», и опять в нашем сознании возникает образ определенного геометрического тела.

Присмотритесь к окружающим нас предметам. Они имеют форму геометрических тел или представляют собой их сочетания.

Рис. 72. Геометрические тела

В основе формы деталей машин и механизмов также находятся геометрические тела. Взгляните на рисунок 73. Здесь изображены различные детали. Часть из них самой простой формы. Скажите, какую форму имеют ось и ролик. А какова форма прокладки?

Рис. 73. Различные детали имеют в своей основе геометрические тела

О таких деталях, как ось и ролик, мы скажем, что они цилиндрические, а о прокладке - что она призматическая.

Другие детали имеют более сложную форму. Они представляют собой совокупность геометрических тел. Например, валик (рис. 73) образуется в результате добавления к цилиндру другого цилиндра меньших размеров. А втулка представляет собой цилиндр, из которого удален другой цилиндр меньшего диаметра.

Труднее понять по чертежу форму более сложной детали, например вилки.

Как легче определить форму предмета по чертежу? Для этого сложную по форме деталь мысленно расчленяют на отдельные составляющие ее части, имеющие форму различных геометрических тел. Рассмотрим пример.

На рисунке 74, а дано изображение опоры. Какова ее форма? Она слагается из прямоугольного параллелепипеда, двух полуцилиндров и усеченного конуса. В детали имеется цилиндрическое отверстие (рис. 74. б). После такого «расчленения» форму детали определить легче.

Рис. 74. Анализ геометрической формы опоры

Мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела называют анализом геометрической формы.

  1. Какие геометрические тела вам известны?
  2. Назовите предметы, имеющие форму шара, цилиндра, конуса, призмы.
  3. Как называется процесс мысленного расчленения предмета на геометрические тела, образующие его поверхность?
  4. Для чего нужен анализ геометрической формы предмета?

Определите, поверхности каких геометрических тел образуют форму предметов, изображенных на рисунке 75.

Рис. 75. Задание для упражнений

МОУ «Средняя школа № 35»

Анализ геометрической формы предмета

(мультимедийный урок)

9 класс

Подготовила : Салмина Наталья Анатольевна

2005 – 06 учебный год

Тема: Анализ геометрической формы предмета

Цели : вспомнить геометрические тела, дать понятие об анализе формы предмета; научить учащихся в любой технической детали находить простые геометрические тела, читать и строить их чертежи; развивать пространственные представления и мышление; воспитывать чувство времени, ответственности в коллективе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы проведения: викторина, беседа, чтение и выполнение чертежей, упражнения, работа с учебником.

Материальное обеспечение: модели геометрических тел, образование геометрических тел, технические детали.

Х О Д У Р О К А.

  1. Организационная часть.
  2. Сообщение темы, целей урока

Тема урока: «Анализ геометрической формы предмета». Мы должны вспомнить основные геометрические тела, узнать, как строиться их проекции, использовать эти сведения при чтении чертежа. (слайд № 1)

  1. Изучение нового материала.
  1. Проведение викторины « Вспомни геометрические тела ».

Учитель: Прежде чем рассматривать новую тему, организуем между тремя командами (рядами) викторину «Вспомни геометрические тела».

Задача – вспомнить геометрические тела. Я буду опираться. ребята, на ваши знания из курса геометрии, рисования технологии. Чья команда даст больше правильных ответов, та и одержит победу. Готовы?.

Начинаю викторину.

Вопрос 1 команде: Как называется это геометрическое тело? (Демонстрация куба). Вывод. (слайд № 2)

Вопрос 11 команде : Назовите это геометрическое тело. (Демонстрация шестиугольной призмы). Вывод. (слайд № 3)

Вопрос 111 команде: Какое название имеет это геометрическое тело? (Демонстрация четырехугольной пирамиды.) Вывод. (слайд № 4)

Вопрос 1 команде: Какое геометрическое тело образуется при вращение прямоугольника? Вывод. (слайд № 5)

Вопрос 11 команде : Какое геометрическое тело образуется при вращение треугольника? Вывод. (слайд № 6)

Вопрос 111 команде: Какое геометрическое тело образуется при вращение трапеции? Вывод. (слайд № 7)

Вопрос для всех: Показаны лыжные палки с остриями в виде конуса, призмы и пирамиды. Фронтальные проекции их одинаковы, а горизонтальные?

1 команда – 1 рис.

2 команда – 2 рис.

3 команда – 3 рис.

Выводы. (слайд № 8)

Все команды справились с вопросами викторины, показали неплохие знания геометрических тел.

  1. Беседы об анализе геометрической формы предметов.

Названия геометрических тел первоначально были названиями конкретных предметов, имеющих форму, более или менее близкую к форме данного тела. Так слово « цилиндр » означало валик, каток, слово « конус » - сосновая шишка, слово « призма » – опиленная (имеется в виду опиленное бревно), « пирамида » происходит от слова « пюрами с », которым греки называли египетские пирамиды. Некоторые ученые предполагают, что форма пирамиды, в свою очередь, была подсказана египтянами перспективным сближением солнечных лучей. Такой световой эффект можно иногда наблюдать при появлении солнца в разрыве облаков. Шар ограничен поверхностью, которая называется сферой, от греческого слова « сфейра » - мяч. (слайд № 9-10)

Человек изучал форму предметов в процессе своей практической деятельности.

Присмотритесь к геометрическим телам, форма каждого тела имеют свои характерные признаки, по которым мы отличаем цилиндр от конуса, а конус от пирамиды. Мы говорим « куб » и каждый представляет себе его форму. Говорим « шар », и опять у нас возникает вполне конкретный образ.

Рассмотрим некоторые особенности геометрических тел.

Геометрические тела делятся на тела вращения и многогранники

Какие тела вращения вы знаете? Вывод.

Цилиндр, конус и усеченный конус имеют следующие элементы:

ось вращения, основание, образующую, цилиндр – цилиндрическую поверхность, конус - коническую поверхность, конус еще имеет вершину. (слайд № 11-12)

Шар - ось вращения, центр, экватор, меридиан. (слайд № 13)

Какие геометрические тела из многогранников вы знаете? Вывод.

Параллелепипед : прямоугольный, куб имеют вершины, грань, ребро. (слайд №14

Призма : основание, вершина, ребро, грань. (слайд № 15)

Пирамида, усеченная пирамида -вершина, ребро, грань. (слайд № 16)

Какие элементы являются общими у данных геометрических тел? Вывод.

И так, мы разобрали с вами элементы геометрических тел по которым мы отличаем их друг от друга.

В зависимости от основания призма и пирамида может быть различной. Если в основание шестиугольник, то призму и пирамиду называем шестиугольной; если треугольник, то треугольной призмой или пирамидой.

Вопрос: Присмотритесь к окружающим нас предметам. Что вы можете заметить? (Ответы учащихся)

Обобщение. Правильно, предметы имеют форму геометрических тел или представляют их сочетание.

Параллелепипед, призмы – жилой многоэтажный дом, деревенский дом;

Шар – мяч;

Цилиндр – барабан;

Конус – пожарное ведро;

Усеченный конус – цветочный горшок, ведро; (слайд № 17)

В основе формы деталей машин и механизмов также находятся геометрические тела.

Взгляните на таблицу. (слайд № 18)

Здесь изображены различные детали. Часть из них самой простой формы.

Вопрос: кукую форму имеют ось и ролик? А какова форма прокладки?

(Ответы учащихся).

Обобщение. О таких деталях, как ось и ролик, мы скажем, что они цилиндрические, а о прокладке - она призматическая.

Другие детали имеют более сложную форму, они представляют собой совокупность геометрических тел. Например: валик образуется в результате добавления к цилиндру другого цилиндра меньших размеров. А втулка – цилиндрическая, из которой удален другой цилиндр меньшего диаметра.

Труднее понять по чертежу форму более сложной детали, например вилка.

Вопрос: Как легче определить форму предметов по чертежу? (Ответы учащихся).

Обобщение. Для этого сложную по форме деталь мысленно расчленяют на отдельные составляющие ее части, имеющие форму различных геометрических тел.

Определение: мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела называют анализом геометрической формы. (слайд № 19)

Дано изображение опоры. Какова его форма? (слайд № 20)

Она слагается из прямоугольного параллелепипеда, двух полуцилиндров и усеченного конуса. В детали имеется цилиндрическое сквозное отверстие. После такого «расчленения» форму детали определить легче.

3.Первичное закрепление: устный опрос.

Вопросы и задания для закрепления:

Рисунок 1 (слайд № 21)

  • Какие геометрические тела изображены?
  • Есть ли на изображение тела вращения

Если есть, назовите их.

  • Какое геометрическое тело расположено ближе всех к нам?
  • Какие геометрические тела касаются друг друга.

Рисунок 2 (слайд № 22)

  • Из каких геометрических тел состоит эта композиция.
  • Определите вид сверху данной композиции.

IV. Закрепление изученного материала. (слайд № 23)

Практическое упражнение

Задание: по наглядному изображению детали выполните ее чертеж в необходимом количестве видов.

V. Домашнее задание (слайд № 24)

VI. Заключительная часть. (слайд № 25)

Подведем итоги урока, заполняя пустые графы текста нужными словами и терминами.

  1. Каждую деталь можно мысленно ________________

на отдельные _____________

  1. Такой процесс называется ___________________
  2. Одинаковыми проекциями отличаются только два геометрических тела – это __________________ и ____________________