Родион путятин протоиерей получения. Путятин, родион тимофеевич. Телеканал Царьград: Православие

Путятин Родион Тимофеевич (1.11.1806, с. Путятино Сапожского уезда Рязанской губ. — 4.11.1869, Рыбинск) — протоиерей, духовный писатель и проповедник.

Сын священника. В 1830 окончил Рязанскую духовную семинарию, в 1834 — Московскую Духовную Академию со степенью магистра богословия. В 1834−45 преподавал словесность в Ярославской духовной семинарии в качестве профессора. Одновременно в это же время священствовал в ярославских церквях: 1835−40 — священник в Тихоновской церкви , 1840−44 — в Ярославском Успенском кафедральном соборе , 1844−45 — в церкви сошествия Святого Духа .

С 1845 — протоиерей Рыбинского Спасо-Преображенского Собора и благочинный над городскими церквями. Путятин завоевал славу народного российского проповедника. Его поучения читались и слушались всеми сословиями: от малограмотных крестьян до представителей царской семьи. Полное собрание выходило до революции 25 раз(16 прижизненных и 9 посмертных изданий, последнее — в 1901), не считая отдельных изданий. Поучения Путятина печатались, начиная с 1842, во многих городах России(в Москве, С.-Петербурге, Рыбинске, Ярославле, Одессе, Тобольске и др.). Они публиковались в приложениях к «Ярославским епархиальным ведомостям », в «Троицких листках»(Сергиев Посад), в журналах« Душеполезное чтение» и «Странник». Несколько поучений были включены в «Русскую хрестоматию» под ред. А. Д. Галахова (ч. 1, М., 1876). Поучения Путятина переводились на болгарский(Отчет Публичной имп. библиотеки за 1865) и японский(архив Московской Духовной академии) языки.

По единодушному мнению современников, Путятину удалось, не нарушая церковных канонов, создать новый вид популярной проповеди. Поучения Путятина отличались простотой и доступностью изложения в сочетании с глубоким нравственным содержанием и искренностью чувства. Рыбинский краевед А. А. Золотарев в письме к художнику И. Э. Грабарю назвал Путятина« одним из лучших стилистов XIX в.»(РГАЛИ, ф.218, оп.1, д.601). Фрагменты из поучений Путятина включены в многократно издававшийся« Цветник духовный»(М., 1880, репринт 1992) и «Настольную книгу священнослужителя»(16 отрывков в т. 5, М., 1986).

Помимо поучений на церковные праздники, на канонические тексты, а также катехизических поучений у Путятина много поучений с более светской тематикой. В полном собрании они выделены в раздел« Поучений на разные случаи». Они посвящены как важным политическим событиям того времени(Крымская война, покушение на царя, усмирение мятежников в Венгрии), так и местным текущим событиям(открытие окружного суда, мирового съезда, женского училища, выборы на городские должности, строительство железной дороги и т. п.). В этих поучениях своеобразно отразилась и запечатлелась история Рыбинска 40−60-х XIX в.

Особенный интерес представляет его дневник за 1852−56. Сокращенный вариант был опубликован в журнале« Христианин» 1909 N 1−12 и отдельным изданием. Это образец постоянного духовного совершенствования пастыря-учителя и писателя. Путятин раскрывается здесь как человек оригинальной мысли и высокой культуры. Он пользовался большой любовью и уважением среди рыбинцев благодаря огромному нравственно-воспитательному значению проповедей и собственному примеру.

Путятин вел активную общественную и благотворительную деятельность. Ни одно значительное событие в городе не обходилось без его благословения. Будучи сотрудником Попечительства о бедных духовного звания(с 1846), много сил и средств отдавал нуждающимся. Во время эпидемии чумы летом 1848 вместе с другими рыбинскими священниками духовно поддерживал и направлял в больницы сотни горожан, за что был награжден наперсным крестом. В 1854 ему была объявлена Высочайшая благодарность за пожертвование 300 рублей в пользу раненых и убитых в Крымскую войну.

В 1856 Путятин определен Благочинным над восемью сельскими церквями. В 1866, согласно прошению, по слабости здоровья уволен от должности Благочинного. В 1867 за отлично-усердную службу Всемилостивейше награжден орденом Св. Анны 2-й ст.

Протоиерей, известный духовный проповедник; родился в 1807 г. в селе Путятине, Сапожковского уезда Рязанской губ., где отец его был священником; в 1830 году он окончил курс Рязанской Духовной Семинарии, а в 1834 г. - Московской Духовной Академии (со степенью магистра богословских наук) и был назначен профессором словесности в Ярославскую Духовную Семинарию; 25-го января 1835 г. П. рукоположен был во священника к Тихановской церкви, в 1837 г. занял место помощника инспектора Семинарии, в 1840 г. переведен в Ярославский Кафедральный собор, а в 1844 г. - к церкви Сошествия св. Духа. В 1845 г. (22-го февраля), по прошению, П. был уволен от службы в Семинарии и в том же году (12-го марта) определен увещателем во всех Ярославских присутственных местах, а 8-го сентября перемещен в Рыбинский Спасо-Преображенский собор протоиереем и, вместе с тем, благочинным всех церквей г. Рыбинска.

В 1866 г. (28-го ноября), согласно прошению, П. по слабости здоровья был уволен от должности благочинного, а 4-го ноября 1869 г. скончался в г. Рыбинске, 62 лет от роду. Путятин священствовал почти 35 лет, сначала в Ярославле, а затем 24 года в Рыбинске.

С 1846 г. он был сотрудником Попечительства о бедных духовного звания и с большой заботливостью и любовью относился к делу помощи больным, бедным, скорбящпм и угнетенным, отдавая им свои силы и средства.

Особенно энергичную деятельность на пользу ближнего П. проявил во время холеры 1848 г.: с утра до вечера ходил он по улицам Рыбинска со Святыми Дарами, напутствовал внезапно заболевших и отправлял их в больницы.

Последние два года жизни, по болезни, П. редко принимал участие в богослужении, но у себя дома неутомимо трудился над своими поучениями.

Как проповедник, П. всегда пользовался постоянным и большим вниманием своих слушателей.

Густой толпой теснились они у его кафедры и расходились только по окончании проповеди.

Правда, что опытный и предусмотрительный проповедник, П. никогда не злоупотреблял вниманием своих слушателей, не вдавался в излишние рассуждения, не говорил более того, что слушатели могли понять без больших для себя усилий.

Он умел быть близким ко всем, для всех быть понятным и, обращая свое слово к народу, предлагал всегда "краткие поучения", без утомляющего разнообразия и обилия мыслей.

Он знал жизнь, знал нужды окружающей его среды, и это знание давало слову его характер народной проповеди, близкой и понятной простому, мало образованному человеку.

Но проповеди его тем особенно ценны, что при своей необыкновенной простоте они вполне выдерживают достоинство церковной поучительной речи; в простых, задушевных словах всегда высказывается высокая нравственная истина.

Прот. Путятин проповедовал в Рыбинске, но его деятельность стала известна всей России, слово его слышалось в самых отдаленных епархиях, где местные священники поучали народ чтением печатных поучений знаменитого народного проповедника.

В печати "Краткие Поучения" прот. П. появились в 1842 г., а в 1869 г. вышло уже 16-е их издание, которое хотя и называлось "Полным Собранием Поучений прот. P. Путятина", но заключало в себе только 147 слов его, а их было в то время более 300. Многие из них печатались в духовных журналах, напр.: в "Душеполезном Чтении", в "Страннике", в "Ярославских Епархиальных Ведомостях". Некоторые из поучений, напр. "Поучение перед св. Причастием" и "Поучение в день Покрова Богородицы", помещены в "Русской Хрестоматии" Галахова (ч. I, изд. 1876 г.). В отчете Императорской Публичной Библиотеки за 1865 г. (стр. 29) указан болгарский перевод кратких поучений пр. Р. Путятина, под заглавием: "Слова говорены от архимандрита Филларета, настоятеля в церкви святителя Николая в Варна. Цариград.

В печатница-та на Ц. Вестник и сдружие", 1861. Собрания проповедей пр. Р. Путятина печатались под различными названиями: "Краткие Поучения" (вышло 12 изданий: 1842-1845, 1847, 1849, 1851, 1851, 1853, 1860. Москва); к ним четыре дополнительных: 1844, 1859, 1861 и 1863; "Новые Поучения", М. 1854 и СПб. 1870; "Катихизические беседы", Рыбинск. 1862 г.; "Поучения", Рыбинск. 1868 и 1870;"Полные Собрания" изданы в 1864, 1865, 1868, 1869 гг. в Рыбинске, Москве, Ярославле; "Полные Собрания" издаются и после смерти проповедника; 18-е издание (СПб. 1874 г.) и последующие значительно дополнены и снабжены портретом автора.

До 1906 г. вышло 25 изданий, последнее в 1901 году. А. А. Титов, "Ярославские Епархиальные Ведомости, неофициальная часть. Список и указатель статей... 1860-1892 г.", Сергиев Посад. 1893 г., стр. 188; "Ярославские Епархиальные Ведомости" 1869 г., №№ 44, 47, стр. 381, 383, 386; 1872 г., стр. 121 (неофициальная часть); "Нижегородские Епархиальные Ведомости" 1869 г., № 22; "Киевские Епархиальные Ведомости" 1869 г., №23; "Московские Епархиальные Ведомости" 1869 г., № 47 ("Памяти П." свящ. Г. В.); "Подольские Епархиальные Ведомости" 1870 г., № 1 (неофиц. ч.); "Иллюстрированная Газета" 1869 г., № 46, стр. 335; "Православное Обозрение" 1869 г., № 11, стр. 448; "Народная Школа" 1869 г., № 12, стр. 37; "Воскресное Чтение" 1869 г., № 13, стр. 312; "Церковные Ведомости" 1894 г., № 48, стр. 1726, прибавление; "Русский Архив" 1871 г., № 3, стр.484-510; "Странник" 1860 г., т. І, № 3, отд. III, стр. 102-103 (Свящ. М. Архангельский); "Отечественные Записки" 1854 г., № 8, Отд. IV, стр. 75; "Современник" 1854 г., № 7, стр. 19; "Биржевые Ведомости" 1869 г., № 309; Предисловие к 18-му изданию Полного Собрания Поучений пр. Р. Путятина, СПб. 1874 г. Н. Гайворонская. {Половцов} Путятин, Родион Тимофеевич (1807-1869) - известный проповедник.

Сын священника, воспитанник Московской духовной академии; был преподавателем словесности в ярославской семинарии, потом в Рыбинске протоиереем и сотрудником попечительства о бедных духовного звания. "Краткие поучения" П. стали появляться в печати с 1842 г.; до 1894 г. их вышло 22 издания.

Некоторые из них печатались и в духовных журналах.

Распространенности поучений П. способствовали доступный для простого народа своеобразный язык, знание народной жизни и искренность, увлекавшая слушателей.

Некоторые из его поучений, например "Поучение перед св. Причастием" и "Поучение в день Покрова Богородицы", помещены в "Русской Хрестоматии" Галахова (ч. I). Ср. некрологи в "Ярославских Епархиальных Ведомостях" (1869, №№ 44 и 46) и "Московских Епархиальных Ведомостях" (1869, № 47). В. P-в. {Брокгауз}

Населенный пункт: г. Рыбинск; г. Ярославль

Родился 1 (13) ноября 1806 г. в с. Путятино Сапожковского уезда Рязанской губернии в семье священника. Окончил Рязанскую духовную семинарию (1830), Московскую духовную академию (1834) со степенью магистра богословия. В 1835 г. рукоположен в сан иерея.

Преподавал словесность в Ярославской духовной семинарии, с 1837 г. – помощник инспектора семинарии. Одновременно с этим служил священником в храмах Ярославля, в том числе в Успенском кафедральном соборе (1840-1844). В 1845 г. назначен увещевателем во всех ярославских присутственных местах, затем в том же году – протоиереем в рыбинский Спасо-Преображенский собор и благочинным всех городских церквей. С 1846 г. – сотрудник Попечительства о бедных духовного звания.

Протоиерею Родиону Путятину было свойственно глубокое человеколюбие; во время эпидемии холеры 1848 года он бесстрашно помогал больным и умирающим. За усердные труды в холерное время протоиерей был награжден наперсным крестом. Во время Крымской войны пожертвовал крупную сумму денег раненым и семьям убитых на войне.

В Рыбинске началась его слава российского «народного проповедника». Автор книг поучений: «Сто тридцать пять кратких поучений протоиерея Иродиона» (СПб., 1871), «Катехизические поучения» (Рыбинск, 1862), с 1864 г. – «Полного собрания поучений» (прижизненные издания в Рыбинске, Ярославле, Москве) и др., а также «Дневника» (Сергиев Посад, 1914). Публиковался в газете «Ярославские епархиальные ведомости», в журналах «Душеполезное чтение», «Странник», «Троицкие листки».

«Поучения рыбинского протоиерея Путятина» в дореволюционной России пользовались необыкновенной популярностью. Они были переведены на иностранные языки, в том числе на японский (для Японской Православной Миссии в Токио).

Умер 4 (16) ноября 1869 г. в Рыбинске, похоронен в притворе Никольской церкви. В 1936 г. церковь была разрушена. В августе 1997 г. близ колокольни был установлен памятный деревянный крест, и Святейшим Патриархом Алексием была отслужена заупокойная лития о протоиерее Родионе. В 2000 г. на месте деревянного креста установлен мраморный памятник. 17 ноября 2010 г. состоялось освящение мемориальной доски на доме, где почти четверть века прожил выдающийся проповедник и духовный писатель.

Произведения:

  1. Путятин Р. Краткие поучения (XX) Рыбинского собора протоиерея Р. Путятина. Новые. М., 1863. 79 с.
  2. Путятин Р. Проповеди. М., 2000. 431 с. : портр.

Литература о жизни и творчестве Р. Т. Путятина:

  1. Бабушкина О. Был известен всей России // Рыбинск. 1994. № 70 (ноябрь). С. 7.
  2. Балагуров Е. Оскверненный храм: [По страницам дневника Родиона Путятина, протоиерея рыбин. Спасо-Преображен. собора] // Русский голос: Независ. журн. : для Рыбинска, Ярославля и др. городов. 1990. № 1 (декабрь). С. 24-28.
  3. Балагуров Е. Пушка уже заряжена… : [О протоиерее рыбин. Спасо-Преображен. собора Р. Путятине] // Северный рабочий. 1991. 14 ноября.
  4. Васильев М. Дни памяти Родиона Путятина: [О предстоящем открытии дней памяти Родиона Путятина в Рыбин. музее-заповеднике в рамках четвертых Золотарев. чтений] // Рыбинск (г. Рыбинск). 1994. № 70 (ноябрь). С. 7.
  5. Васильева М. В. Из опыта проведения конференции по истории православной культуры Рыбинского края [посвящ. памяти протоиерея Рыбин. собора Р. Путятина] / М. В. Васильева, О. Ю. Тишинова // Культура. Образование. Православие. Ярославль, 1996. С. 124-127.
  6. Вторый В. Отыскали мощи протоиерея: [Рыбинск. археологами найдено захоронение протоиерея Р. Путятина] // Губернские вести. 1997. 16 августа.
  7. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых… М., 1908. Т. 3. С. 209.
  8. Голиков А. В уме нашем и сердце // Северный край. 2007. № 210 (14 ноября) : портр.
  9. Государственный архив Рязанской области. Ф. 627. Оп. 252. Д. 34. (?) [Запись о рождении в церковной метрической книге].
  10. Ильюшенкова Н. Народный проповедник Родион Путятин // Золотое кольцо. 2010. 3 декабря.
  11. Кончаева Н. Духовному наставнику: [Установлен памят. знак на месте перезахоронения протоиерея Родиона Путятина у стен рыбин. Спасо-Преображен. собора] // Северный край. 1999. 24 августа.
  12. Мухтарова Н. Памяти Родиона Путятина: [О краевед. конф. «История духов. культуры Рыбин. края», посвящ. 125-летию со дня смерти Р. Путятина, прошедшей в Рыбинске] // Рыбинск (г. Рыбинск). 1994. № 72 (ноябрь). С. 3.
  13. Памятные даты Рыбинского муниципального округа на 1997 год / авт.-сост. А. Б. Козлов. Рыбинск, 1997. С. 24. [Дата: 04.11.1807]
  14. Петухова Н. Исторический календарь города // Рыбинск. 1994. № 72 (ноябрь). С. 5.
  15. Пирогова Т. Продолжать традиции: [О краевед. конф. в Рыбинске, посвящ. 125-летию со дня смерти извест. рус. проповедника и духовн. писателя, протоиерея рыбинск. Спасо-Преображ. собора Родиона Путятина (1807-1869)] // Апостол. 1994. № 50 (15-21 декабря). С. 7.
  16. Протоиерей Родион Путятин (1808-1869) : некролог // Ярославские епархиальные ведомости. 1869. Ч. неоф. № 44. С. 357-358.
  17. Розова М. Найдена могила Родиона Путятина: [У стен рыбин. Спасо-Преображен. собора рыбин. археолог. экспедиция нашла останки протоиерея Родиона Путятина] // Северный край. 1997. 16 августа.
  18. Русские писатели, 1800-1917. М., 2007. Т. 5. С. 182-183: портр.
  19. Русский биографический словарь. Г. Пригвиц – Рейс. СПб., 1910. С. 166-167.
  20. Светлой памяти российского проповедника: [О прошедшей в Рыбинске краевед. конф. «История духов. Культуры Рыбин. края», посвящ. 125-летию со дня смерти рыбин. протоиерея, писателя Родиона Путятина] // Северный край. 1994. 18 ноября.
  21. Тишинова О. Рыбинский златоуст протоиерей Родион Путятин // Углече Поле. 2013. № 4 (19). С. 114-119: портр.
  1. Проповеди протоиерея Родиона Путятина: К 125-летию со дня кончины / Р. Путятин // Русь. 1994. № 5 (14). С. 53-60.
  2. Путятин Р. «Да благословит Господь избрать достойных…»: [Поучения, проповеди настоятеля рыбин. Спасо-Преображен. собора] // Русь. 1995. № 5. С. 3-6.
  3. Путятин Р. Поучение, говоренное в присутствии его императорского высочества всероссийского престола наследника цесаревича великого князя Николая Александровича, в Рыбинском соборе, июля 23 дня 1863 года // Углече Поле. 2013. № (4) 19. С. 120: портр.

ПУТЯТИН РОДИОН ТИМОФЕЕВИЧ

Путятин (Родион Тимофеевич, 1807 - 1869) - известный проповедник. Сын священника, воспитанник Московской духовной академии, был преподавателем словесности в ярославской семинарии, потом в Рыбинске протоиереем и сотрудником попечительства о бедных духовного звания. "Краткие поучения" Путятина стали появляться в печати с 1842 года; до 1894 года их вышло 22 издания. Некоторые из них печатались и в духовных журналах. Распространенности поучений Путятина способствовали доступный для простого народа своеобразный язык, знание народной жизни, искренность, увлекавшая слушателей. Некоторые из его поучений, например, "Поучение перед святым Причастием" и "Поучение в день Покрова Богородицы", помещены в "Русской Хрестоматии" Галахова (ч. 1). Ср. некрологи в "Ярославских Епархиальных Ведомостях" (1869, ¦ 44 и 46) и "Московских Епархиальных Ведомостях" (¦ 47). В. Р-в.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПУТЯТИН РОДИОН ТИМОФЕЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПУТЯТИН, РОДИОН ТИМОФЕЕВИЧ
    (1807 — 1869) — известный проповедник. Сын священника, воспитанник Московской духовной академии; был преподавателем словесности в ярославской семинарии, потом в …
  • ПУТЯТИН, РОДИОН ТИМОФЕЕВИЧ
    (1807 ? 1869) ? известный проповедник. Сын священника, воспитанник Московской духовной академии; был преподавателем словесности в ярославской семинарии, потом в …
  • ПУТЯТИН в Энциклопедии Япония от А до Я:
    Евфимий Васильевич (1803-1883) - адмирал. В 1852 г. российское правительство сделало попытку "открыть сношения с Японией". Дипломатическую экспедицию было поручено …
  • РОДИОН в Большом энциклопедическом словаре:
    (Иродион) (ум. 67) апостол от 70-ти, родственник апостола Павла (Послание к Римлянам 16:11), сподвижник апостола Петра. Епископ Патрасский, пострадал в …
  • РОДИОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    апостол из числа семидесяти; см. …
  • ПУТЯТИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Евфимий Васильевич, 1803 — 1883) — граф, русский государственный деятель, адмирал, генерал-адъютант. Окончив курс в морском кадетском корпусе, в 1822—1825 …
  • ПУТЯТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПУТ́ЯТИН Евфимий Вас. (1804-83), граф (с 1855), рос. гос. деятель, дипломат, адм. (1858). В 1822-25 совершил кругосветное путешествие. В 1852-55 …
  • РОДИОН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? апостол из числа семидесяти; см. …
  • ПУТЯТИН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Евфимий Васильевич, 1803 ? 1883) ? граф, русский государственный деятель, адмирал, генерал-адъютант. Окончив курс в морском кадетском корпусе, в 1822?1825 …
  • РОДИОН в словаре Синонимов русского языка.
  • РОДИОН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Родион, (Родионович, …
  • РОДИОН
    (Иродион) (ум. 67), апостол от 70-ти, родственник апостола Павла (Послание к Римлянам 16:11), сподвижник апостола Петра. Епископ Патрасский, пострадал в …
  • ПУТЯТИН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Евфимий Васильевич (1804-83) , граф (с 1855), рoссийский государственный деятель, дипломат, адмирал (1858). В 1822-25 совершил кругосветное путешествие. В 1852-55 …
  • РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-05-15 Time: 10:53:39 Родион Романович Раскольников — герой романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».- * А знаешь ли, …
  • АРКАДИЙ ТИМОФЕЕВИЧ АВЕРЧЕНКО в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-05 Time: 14:15:56 = Страницы биографии = * ""Аверченко о самом себе:"" Из скромности я остерегусь указать на тот …
  • РОДИОН (ГРЕЧЕСК.) в Значениях имен:
    песнь владыке старое - Иродион производные - Родионка, Родиоша, Родя, …
  • РОДИОН, АПОСТОЛ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Иродион, апостол ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • ЛАПШЕВ ГРИГОРИЙ ТИМОФЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лапшев Григорий Тимофеевич (1873 - 1937), священник. Родился в 1873 году. Служил священником …
  • КОШЕЛЕВ РОДИОН АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кошелев Родион Александрович (1749 - 1827) — известный министр, член государственного совета, масон, активный …
  • ШЕВЯКОВ ВЛАДИМИР ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии.
  • ХЛЕБНИКОВ КИРИЛЛ ТИМОФЕЕВИЧ
    Хлебников (Кирилл Тимофеевич, 1776 - 1838) - писатель, член-корреспондент Академии Наук. В 1801 г. Х. сделался приказчиком Российско-американской компании, объездил …
  • ХИТРОВО ЯКОВ ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Хитрово (Яков Тимофеевич) - думный дворянин и воевода. В 1653 - 1665 гг. участвовал в литовском походе. Посланный в 1661 …
  • ТРУБЕЦКОЙ ДМИТРИЙ ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Трубецкой Дмитрий Тимофеевич - см. в статье Трубецкие …
  • ТИМОФЕЕВ ВАСИЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Тимофеев (Василий Тимофеевич, 1836 - 1896) - священник, много потрудившийся над христианским просвещением своих соплеменников-татар, первый и лучший сотрудник Н.И. …
  • СУСЛОВ ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Суслов (Иван Тимофеевич) - деятельный помощник Данилы Филиппова в деле распространения хлыстовской секты (см.). Суслов был родом из Владимирской губернии, …
  • СУДЕЙКИН ВЛАСИЙ ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Судейкин (Власий Тимофеевич, родился в 1857 г.) - экономист. Окончил курс на юридическом факультете Московского университета; затем слушал лекции в …
  • СУДАКОВ АРСЕНИЙ ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Судаков (Арсений Тимофеевич) - писатель, протоиерей; напечатал в "Христианском Чтении" (1861) - "Реформатская церковь в Голландии", в "Духовной Беседе" (1874) …
  • СОКОЛОВ ВЛАДИМИР ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Соколов (Владимир Тимофеевич) - композитор, медик по образованию, автор многочисленных романсов, имевших большое распространение в 50-х и 60-х гг. Многие …
  • СЛАВУТИНСКИЙ СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Славутинский (Степан Тимофеевич) - беллетрист. Образование получил в рязанской гимназии и по окончании курса (1847) служил чиновником особых поручений при …
  • РОНЧЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Рончевский (Александр Тимофеевич) - врач и беллетрист (1831 - 1868). Окончил курс в Медико-хирургической академии, служил преимущественно на Кавказе. Поместил …
  • РОДИОН НЕСТЕРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Родион Нестерович - киевский вельможа, известный своей преданностью Иоанну Калите, при котором и прибыл в Москву. Когда в 1304 …
  • РАЗИН СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Разин (Степан Тимофеевич) - известный в народе под именем Стеньки Разина, глава народного движения, за которым утвердилось название бунта Стеньки …
  • РАДОЖИЦКИЙ ИЛЬЯ ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Радожицкий (Илья Тимофеевич, 1784 - 1861) - артиллерии генерал-майор, директор тульского оружейного завода, писатель. Радожицкий много занимался ботаникой; оставил в …
  • ПУТЯТИН ЕВФИМИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Путятин (Евфимий Васильевич, 1803 - 1883) - граф, русский государственный деятель, адмирал, генерал-адъютант. Окончив курс в морском кадетском корпусе, в …
  • ПОСТНИКОВ ВАСИЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Постников (Василий Тимофеевич, умер в 1710 г.) - отец первого русского доктора Петра Васильевича Постникова (см. ниже), дьяк посольского приказа; …
  • ПОСПЕЛОВ ФЕДОР ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Поспелов (Федор Тимофеевич) - писатель; окончил курс в Московском университете, служил при Державине в Петрозаводске, был советником губернского правления в …
  • ПОКРОВСКИЙ ВАСИЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Покровский (Василий Тимофеевич) - известный клиницист (1838 - 1877), сын священника. По окончании курса наук в Императорской санкт-петербургской медико-хирургической академии …
  • ПЛАКСИН ВАСИЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Плаксин (Василий Тимофеевич, 1796 - 1869) - педагог; учился в главном педагогическом институте и Санкт-Петербургском университете; был преподавателем русского языка …
  • ОСЛЯБЯ РОМАН (В МОНАШЕСТВЕ РОДИОН) в Краткой биографической энциклопедии:
    Ослябя (Роман, в монашестве Родион) - боярин, инок Троице-Сергиевой лавры. По сказаниям о Мамаевом побоище, он сопровождал, вместе с иноком …
  • НИКОЛЬСКИЙ КОНСТАНТИН ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Никольский Константин Тимофеевич - протоиерей, ученый литургист (1824 - 1910), доктор церковной истории, магистр Петербургской духовной академии. Состоял членом училищного …
  • НИКОЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Никольский Александр Тимофеевич - писатель, священник (1821 - 1876). Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Его "Замечания о неудовлетворительности нынешнего способа содержания …
  • НИКАНОР (В МИРУ НИКИФОР ТИМОФЕЕВИЧ КАМЕНСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Никанор, в миру Никифор Тимофеевич Каменский - духовный писатель (1847 - 1910), магистр казанской академии. Был викарием казанской епархии, затем …
  • НАВРОЦКИЙ МИХАЙЛО ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Навроцкий, Михайло Тимофеевич - ориенталист (1825 - 1871). Окончил курс в Казанском университете; был профессором арабского языка в Петербургском университете. …
  • МЕГОРСКИЙ ДИМИТРИЙ ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Мегорский Димитрий Тимофеевич - протоиерей (1841 - 1909), магистр Санкт-Петербургской духовной академии. По инициативе Мегорского, представившего в 1903 г. Санкт-Петербургскому …
  • ЛИХАЧЕВ АЛЕКСЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Лихачев, Алексей Тимофеевич - окольничий. При царе Алексее Михайловиче был учителем царевича Алексея Алексеевича. Очень важную роль играл в …
  • ЛЕНСКИЙ ДМИТРИЙ ТИМОФЕЕВИЧ (ВОРОБЬЕВ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Ленский (настоящая фамилия Воробьев), Дмитрий Тимофеевич - известный водевилист и актер Императорского московского театра (1805 - 1860). Кончил московскую практическую …
  • КАНТАКУЗЕН РОДИОН МАТВЕЕВИЧ (РАДУКАН) в Краткой биографической энциклопедии:
    Кантакузен Родион Матвеевич (Радукан) - см. в статье Кантакузены (Р.М. и Н.Р.) …
  • ЕРМАК ТИМОФЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Ермак Тимофеевич - завоеватель Сибири. Происхождение Ермака неизвестно в точности: по одному преданию, он был родом с берегов Камы (Черепановская …

Когда мы, слушатели, видим красивое, умное дитя, мы говорим о нем: точно Ангел. Когда видим человека, который очень ко всем добр, ласков, или по жизни чист, свят, – мы говорим о нем: Ангел, а не человек. Когда слышим хорошо поющих, мы говорим: точно Ангелы поют.
Что же такое Ангелы?
Духи добрые, существа невидимые, дивные красотой, дивные светлым умом, святой волей, могучею силой, существа самые добрые, самые блаженные, непрестанно радующиеся и от радости непрестанно поющие.
Где они, эти Ангелы?
На Небеси, в небесном раю. Есть и не на Небе, не в раю ангелы, а в преисподней, в аду, но то ангелы злые. На Небе добрые Ангелы. Да, Ангелы двух свойств: одни добрые, другие злые.
Где то Небо, тот рай, в котором добрые Ангелы?
Обыкновенно полагают его там, вверху, над нами, за этим видимым небом, куда вознесся Иисус Христос, куда вознесена Пресвятая Дева Мария, куда взяты Илия и Енох, куда на время восхищен был апостол Павел. Словом, Небо, рай – это там, в невидимом, духовном мире, где во всем великолепии открывается Божий свет, Божия слава, Божия радость, где благословенное Царство Отца и Сына и Святого Духа.
О, помяни меня, Господи, помяни в том Своем Царстве! Почему они, эти добрые Ангелы, названы Ангелами? Слово «Ангел» значит «вестник», значит и «посланник». Так, Ангелы добрые – это Божии посланники и Божии вестники, Божии по преимуществу. Да, они по преимуществу Бога возвещают, возвещают, как Бог благ, как премудр, как всемогущ. Божьего всемогущества, Божией премудрости, Божией благости ни в ком из сотворенных существ так много не видно, как в них, Ангелах. Возвещая славу Божию, они преимущественно возвещают и волю Божию. Никем так свято не исполняется Божия воля, Божий закон, как Ангелами. Любя Бога самой пламенной любовью, они непрестанно предстоят Ему, выну видят, смотрят на Него, чтобы лететь по Его манию, исполнять то, что Он повелит, или быть там, куда Он пошлет.
Как Ангелы возвещают, как выражают свою радость о Боге, свою любовь к Нему?
Песнопениями неумолчными. Они непрестанно поют, радуясь, Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Так их, поющих, слышали и видели пророк Исаия, Иоанн Богослов, апостол Павел и другие святые Божии человеки.
Благоговея пред Богом, Ангелы преисполнены любви друг ко другу и к людям.
Чем Ангелы выражают свою любовь друг ко другу? Общими своими песнопениями. Их бесчисленное множество, тысячи тысяч, тьмы тем, и вообразить нельзя, как их много. По мнению некоторых святых отцов, в девяносто девять крат Ангелов больше, чем людей на свете. По природе своей они все равны и все совершенны, но по силе, по достоинству разнствуют – одни пониже, другие повыше, третьи еще выше и одни как бы начальствующие, другие как бы подчиненные. Их считается девять чинов, и эти чины разделяются на три лика: в первом лике – Серафимы, Херувимы, Престолы; во втором – Господства, Силы, Власти; в третьем – Начала, Архангелы и Ангелы. Так много Ангелы разнствуют между собой, и несмотря на то они всегда вместе, с любовью друг на друга взирая, друг другу кланяясь, как у нас священнослужители при служении, поют победную песнь, как у нас певчие, в четыре голоса, поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: Свят, Свят, Свят!
Как Ангелы к нам, к людям, свою любовь выражают?
Пребывая на Небесах, Ангелы, по своей любви к людям и по Божию изволению, бывают и на земле. С нами они Бога славят, иногда слышно славят, поют, как, например, их поющих слышали пастыри вифлеемские. Особенно в церкви и преимущественно на Литургии они всегда невидимо с нами, они входят со священнослужителями в алтарь славить Бога, сопровождать Царя всех, грядущего к нам, входящего заклатися и датися в снедь верным. Да, слушатель благочестивый, чины ангельские невидимо провожают Иисуса Христа к тебе, когда ты причащаешься Тела и Крови Его.
Как Ангелы могут быть и на Небе, и на земле?
По своей сущности Ангелы – то же, что наша человеческая душа, но ни тела человеческого и ничего видимого не имеют; они бесплотны, они чистые духи, только на время могут они принимать вид человека, чтобы тот, кому они, по изволению Божию, иногда являются, мог видеть, слышать их, невидимых; явятся, сделают, скажут что нужно – и тотчас отходят, делаются невидимыми. Итак, не имея ничего телесного, Ангелы быстро, как на крыльях, подобно мысли нашей, могут нисходить на землю и опять точно так же восходить на Небо. Мыслью или желанием и мы можем бывать везде, на Небе и на земле, но Ангелы могут быть везде всем своим существом, то есть и умом, и волей, и могуществом своим; только в одно и то же время везде они быть не могут, они могут быть везде там, куда пошлет их Бог, един вездесущий. Да, устрояя спасение людей, Господь Бог посылает Ангелов возвещать людям Свою волю; так, например, послан был Ангел возвестить Пресвятой Деве Марии, что Она родит Спасителя мира.
Желая всем спастись и в разум истины приити, Господь Бог посылает Ангелов служить спасающимся, хранить их от бед, от видимых и невидимых врагов, научить добру, истине, отводить от греха, от неправды. Да, Ангелы нам служат, нас вразумляют, наставляют нас, спасают, нам во всем помогают, помогают и молитвам нашим возноситься к Богу. Вообще, где люди бывают, где людям что нужно от Бога или к Богу, там всегда с ними Ангелы, туда Господь всегда посылает их, Своих посланников. Эти Ангелы, посылаемые Богом людям, называются Ангелами хранителями, наставниками. И такие Ангелы есть у всякого села, у всякого города, у всякой области, у всякого государства, у всякого монастыря, у всякой церкви христианской. Такие Ангелы хранители есть и у всякого человека.
Как только человек родится и будет окрещен, тотчас дается от Бога ему особый Ангел в хранители, в наставники. И с этого времени Ангел хранитель остается навсегда с человеком; с ним человек живет, с ним и умирает, с ним в тот свет вступает, с ним и на Страшный Суд является.
Как Ангелы хранители могут помогать нам, наставлять, хранить нас? Потому могут, что они выше нас по уму, крепче нас по силам; хотя они не всеведущи, не всемогущи, но умными своими очами дальше нашего видят, больше нашего знают и своим могуществом больше нашего могут.
Как именно Ангелы нам помогают?
Невидимо, неслышно. Видимо хранить, слышно наставлять Ангелы хранители могут только по особенному Божию повелению, в случаях чрезвычайных, когда Божие поручение иначе исполниться не может, как слышно, видимо. Например, слышно Иосифу во сне Ангел говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет. Видимо – женам-мироносицам при Воскресении Иисуса Христа Ангелы являлись и слышно говорили: воста… Видимо являлся и слышно говорил Ангел Пресвятой Деве Марии, что Она зачнет и родит Сына. Такие явления – явления чудесные, а чудеса творит один Бог.
Итак, обыкновенно всегда Ангелы своим невидимым с нами присутствием нам помогают. Да, Ангел хранитель всегда со мною; со мной он, что когда я ни делаю; со мной он, когда я размышляю, желаю, решаюсь; со мной он, когда я говорю, пою, читаю, пишу; со мной он, когда я служу, молюсь; со мной он, когда я учусь, узнаю, работаю, тружусь, пью, ем и прочее, когда что делаю в славу Божию, он все со мною; со мной он, когда храню себя от всего – от грехов, от бед, от всяких врагов, от всяких опасностей. Действуя таким образом все с Ангелом хранителем, я и вразумляюсь, освещаюсь его умом, который выше, светлее моего ума, и охраняюсь, укрепляюсь его могуществом, которое сильнее, могущественнее моих сил.
Если бы не Ангел мой хранитель был со мной, я бы не знал, не понимал так ясно истины и не желал, не делал так усердно добра, и не служил, не молился так пламенно Богу; если бы не Ангел мой хранитель был со мной, я бы так не сохранил себя от греха, от заблуждения и так легко не избавился бы от беды, от опасности, от всего мне враждебного, вредного, безрассудного. Да, Ангел наш хранитель тем именно и помогает нам, что он, хотя и невидимо, но с нами всегда, везде, во всякое время, во всяком месте.
Как он бывает с нами, когда мы согрешаем в чем?
Вдали он тогда бывает. Да, не бывает со мной моего Ангела хранителя, когда я худое делаю, замышляю, говорю, пою, читаю, пишу; удаляется от меня мой Ангел хранитель, когда я скучаю, ропщу, досадую, сержусь, бранюсь, лгу, обманываю, обижаю, осуждаю, завидую, поношу – словом, далеко от меня добрый Ангел мой хранитель, когда я недоброе, худое делаю. Да, если я себя не храню от греховного, вредного, враждебного мне, и Ангел хранитель не сохранит меня. Без моего желания себе спасения, избавления, без моего о себе старания, усилия, действования и Ангел хранитель ничего со мной для меня не делает, потому что он удаляется тогда от меня. Хранят Ангелы детей невинных без их участия, так сказать, без их ведома. И не детей, а всех людей невинных хранят Ангелы, и тоже без ведома, без участия их хранят; но потому невинных и хранят, что они так безгрешны, невинны, что по своей ангельской невинности и не ведают и не верят, чтобы им могла грозить когда беда какая.
Что же Ангел наш, нас грешных хранитель, что делает, когда мы согрешаем? Добрые знают, что делать, когда сами лично кому помочь не могут за отдаленностью, – они Богу молятся.
И мой хранитель, добрый Ангел, удаляясь от меня, молится обо мне, чтобы Господь меня вразумил, от греха удержал, остановил, чтобы я одумался, очувствовался, чтобы поскорее я раскаялся, и если хоть чуть начну я раскаиваться, он тотчас опять со мной, я заплачу, а он возрадуется. И о, как Ангел хранитель наш радуется, когда мы плачем о грехах, и не он один – за ним все Ангелы святые на Небе радуются, когда мы раскаиваемся, когда плачем! Оттого-то так и сладки нам слезы наши о грехах; слезы о грехах радостью ангельской отзываются.
Итак, Ангелы хранители хранят, наставляют нас своим светом, своим могуществом и своей молитвой о нас.
А что такое эти особые хранители областей, государств, городов, сел, монастырей, церквей и других обществ человеческих, когда у всякого человека есть свой Ангел хранитель? То Ангелы высшие, они светлее, могущественнее наших Ангелов хранителей, и тем светом люди в общих делах освещаются, вразумляются, их могуществом люди при общих бедах охраняются, укрепляются.
Итак, вот что такое Ангелы добрые.
Слушатель-христианин! Ты радуешься ли на Божиих Ангелов? Радуешься ли, слушая, что есть невидимые существа, обладающие самым светлым умом, самой могучей силой, существа самые добрые, любвеобильные, всегда готовые всем прийти на помощь, существа самые блаженные, непрестанно радующиеся и от радости поющие непрестанно, неумолчно поющие? Радуешься ли, что есть такие существа?
О, радуемся, Господи, радуемся на Твоих дивно-прекрасных, блаженных Ангелов, радуемся, потому что они Твои, что Ты их таких создал, потому что о Тебе они так радуются, Тебе они так поют, Тебе, Богу нашему: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! И мы с ними Тебе поем, вопием, и если бы во веки веков нам с ними так петь! Аминь.

СПРАВКА «РЫБИНСКОЙ СРЕДЫ»:

Родион Тимофеевич Путятин (1807-1869) — выпускник Московской духовной академии, преподаватель словесности в Ярославской духовной семинарии. С 1845 г. – настоятель Спасо-Преображенского собора города Рыбинска. Однако о.Родион сделался известен всей православной России не только как опытный педагог и «пастырь добрый»: с 1842 г. стали появляться в печати, в т.ч. и повременной, его знаменитые краткие катехизические поучения, выдержавшие на протяжении семидесяти лет свыше двух десятков изданий. Богатейшее наследие о.Родиона – более трехсот поучений и проповедей – пользовалось исключительной популярностью, и заслуженно.

Романова Анна