Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Комплекс индивидуальных логопедических занятий по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Постановка и авто

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №698 Московского района Санкт-Петербурга « Пансион»

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения

(коррекция звукопроизношения + развитие речи)

Провела:

учитель- логопед

Синявская Виктория Александровна

2014 г.

Санкт-Петербург

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме:

«Дикие животные и птицы. Подготовка к зиме. Звуки С и С’ в предложениях»

(изучение нового материала)

Цель: научить дифференцировать звуки С и С в предложениях.

Задачи:

Коррекционно- развивающие:

  • коррегировать произношение;
  • коррегировать и развивать связную устную речь через составление рассказа – описания по схеме;
  • коррегировать речевое дыхание;
  • коорегировать и развивать слуховое и фонематическое восприятие;
  • коррегировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие соразмерности движений) ;
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • коррегировать и развивать личностные качества, эмоционально- волевую сферу
  • (навык самоконтроля, усидчивости).

    Образовательные:

  • уточнить и расширить словарь по теме: « Дикие животные и птицы. Подготовка к зиме.» ;
  • Уточнить произношение и правильную артикуляцию звуков С и С’;
  • Дифференцировать звуки С и С’ в предложениях.
  • Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • формировать навыки сотрудничества, положительную установку на участие в занятии;
  • воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
  • Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
  • следить за правильной посадкой детей;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статистические и динамические задания.
  • Оборудование:

  • Предметные картинки с изображением зимующих птиц и диких животных (Н.В. Нищева « Зимующие птицы» , « Дикие животные» Книжка- раскраска.- СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003);
  • Игра « У кормушки», фланелеграф;
  • Буквы С(2 шт.), синяя и зеленая фишки для обозначения твердости- мягкости;
  • Сигналы синего и красного цветов;
  • Схема для составления рассказа – описания (Т.А. Ткаченко « Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» , серия « Практическая логопедия», М. 2001);
  • Тетрадь №1 по количеству детей (Н.В. Нищева Тетрадь №1 для подготовительной логопедической группы», СПб, ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2012)
  • Цветные карандаши
  • Корзинки синего и зеленого цветов,
  • Предметные картинки (сова, лиса, синица, снегирь, гусь, лось)
  • Интерактивный стол.
  • Маски- шапочки диких животный и птиц.
  • Магнитофон (компьютер) с аудиозаписью « Звуки леса».
  • Этапы занятия

    Виды работы на этапе

    Деятельность педагога

    Деятельность ребенка

    Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

  • Организацион - ный момент
  • Организовать детей. Настроить на занятие. Способствовать созданию благоприятного климата.

  • Основной этап
  • Повторение материала
  • Логопед предлагает назвать первый звук по картинкам и дать характеристику звуков С и С’

    Дети отвечают

    Определить уровень осведомленности детей о правильном произношении звуков и их различии

  • Актуализация знаний
  • «Сигналы»

    Педагог предлагает детям вспомнить, какие животные и птицы со звуками С и С’ живут в лесу, произнести их название, определить, какой звук они услышали и поднять сигнал: твердый звук С- синий сигнал, мягкий звук С’- красный сигнал).

    Дети повторяют слова, определяют звук по твердости- мягкости и поднимают сигнал.

    Закреплять правильное произношение звуков С и С’ в словах. Развивать фонематический слух.

  • Изучение нового материала. Сообщение темы занятия.
  • Интерактивная игра « Дорисуй картинку»

    Составление рассказа – описания о диком животном или зимующей птице через театрализацию

    Логопед сообщает, что вместе они отправятся в лес, где им встретятся дикие животные и зимующие птицы; просит вспомнить названия этих птиц и животных, и дорисовать картинку.

    Логопед предлагает детям «превратиться» в животных и птиц, надев атрибуты.

    Логопед демонстриру-ет схему для составления рассказа – описания задает вопросы.

    Логопед предлагает детям послушать рассказ о своём животном, а затем просит детей попробовать рассказать о животном- птице, которое ему досталось по очереди.

    Дети вспоминают названия диких животных зимующих птиц и дорисовывают картинку.

    Дети надевают маски- шапочки и вспоминают названия животных и птиц.

    Дети отвечают на вопросы, знакомятся со схемой.

    Дети слушают рассказ логопеда, а затем, по очереди составляют свои рассказы.

    Актуализировать знания по теме занятия. Привлечь внимание детей к занятию. Формировать ручную умелость.

    Развивать воображение, внимание, память.

    Развивать связную речь. Формировать навык ответа на вопросы полными предложениями.

    Развивать связную речь. Обогащать словарь по теме. Развивать память.

  • Динамическая пауза.
  • Речедвигательная гимнастика.

  • Закрепление изученного материала
  • Подвижная игра

    « Медведь»

    Д/И «Корзинки»

    Логопед предлагает детям выполнить упражнение вместе, показывая, как следует правильно выполнять движения

    Педагог предлагает детям разложить в корзинки: в синюю корзинку – картинки в названии, которых твердый звук С, в зеленую корзинку – картинку, в названии которых мягкий звук С’.

    Дети проговаривают стихотворе-ние и выполняют движения вместе с педагогом

    Дети отбирают картинки со звуками С и С, называют их и раскладывают по корзинкам

    Развивать общую моторику, кооординиро-вать речь с движением. Развивать творческое воображение.

    Развивать дифференциацию звуков С и С в словах с опорой на картинку. Закрепить правильное произношение этих звуков. Формировать навык ответа полными предложениями

  • Зрительная гимнастика
  • Д/И « Птички»

    Логопед просит детей проследить взглядом за снегирем- « куда села птичка?»

    Дети следят за снегирем, описывая взглядом предметы со звуками С и С’, называют их

    Соблюдать режим охраны зрения. Закрепить правильное произношение звуков С и С’

  • Контроль знаний и умений
  • Работа в тетради (тетрадь №1)

    Логопед раздает детям тетради и просит послушать стихотворение о снегире; просит разукрасить снегиря цветными карандашами.

    Дети выполняют задание в тетради.

    Развивать мелкую моторику.

  • Итог занятия
  • Подведение итогов.

    Оценка деятельности детей

    Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им особенно понравилось на занятии, чей рассказ о снегире им больше всего понравился.

    Дети вспоминают, о каких птицах и диких животных шла речь на занятии, с какими звуками играли, в какие игры играли, чей рассказ им понравился больше всего.

    Обобщить полученные знания. Развивать долговременную память. Оценить деятельность детей.


    Синявская Виктория Александровна

    Итоговая работа на тему:
    «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи».
    Тема занятия: «Зима. Звуки [С] – [Сь]».
    (групповое фронтальное логопедическое занятие для обучающихся 1-го класса).
    Цель:
    Учить детей правильно произносить и различать звуки [с - сь] в слогах, в словах, в предложениях на слух, автоматизировать эти звуки в связной речи.
    Совершенствовать речевую моторику, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.
    Задачи:
    Коррекционно – развивающие:
    корригировать произношение;
    корригировать и развивать связную устную речь через формирование ответа полным предложением;
    корригировать и развивать слуховое восприятие;
    корригировать и развивать мыслительную деятельность операций анализа и синтеза;
    корригировать и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук (формирование ручной умелости и соразмерности движений).
    Образовательные:
    систематизировать и обобщить знания детей по теме «Зима»;
    формировать навыки языкового анализа и синтеза.
    Воспитательные:
    воспитывать интерес к занятиям;
    воспитывать самостоятельность;
    воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).
    Здоровьесберегающие:
    планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;
    соблюдать правильную посадку детей;
    способствовать созданию благоприятного психологического климата;
    чередовать статические и динамические задания.
    Оборудование:
    компьютерная программа для развития речи «Учись говорить правильно», картинка «Саша и снеговик» из серии Г.А.Тумаковой «Звучащее слово», звуковые символы, звуковые домики, полоски для обозначения предложений.
    Ход занятия:
    Этапы занятия
    Виды работы на этапе
    Деятельность педагога
    Деятельность ребёнка
    Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

    Оргмомент
    Психогимнастика.
    Педагог задаёт вопрос о времени года, просит детей показать, как они замёрзли, отогрелись и расслабились. Изобразить, как дети лепят снеговика, ставят снежные комки друг на друга, им тяжело.
    Дети отвечают на вопрос о времени года и выполняют движения.
    Организовать и настроить детей на занятие.

    Основной этап.

    1. Актуализация знаний.
    Д/и «Времена года» (компьютерная программа «Учись говорить правильно»)
    Педагог предлагает детям рассмотреть изображение зимнего леса на мониторе компьютера, назвать, что изображено, и послушать звуки зимнего леса.
    Дети называют, что изображено на экране, и слушают звуки зимнего леса.
    Привлечь внимание детей и вызвать интерес к занятию. Актуализировать знания по теме занятия.

    2.
    Изучение нового материала.
    Сообщение темы занятия.

    Беседа о характеристике звуков по артикуляционным и акустическим признакам

    Беседа о зиме.
    Педагог сообщает детям, что сегодня на занятии они узнают, какие звуки будут учиться изучать и правильно произносить, если отгадают загадки:
    Сели детки на карниз и растут всё время вниз.
    Какой звук дважды повторяется в этом слове?
    Скатерть бела, весь свет одела.
    Какой первый звук в слове?
    Любит семечки и сало, во дворе с утра летала. Это маленькая птичка. Отгадайте, кто?
    Какой первый звук в этом слове?

    Педагог просит охарактеризовать звуки (чем они похожи и чем отличаются).

    Педагог выясняет у детей основные признаки зимы.

    Дети отгадывают загадки:
    (сосульки)

    (звук С)

    (синичка)

    Дети вспоминают, как правильно произносятся звуки С, Сь.

    Дети вспоминают и называют основные признаки зимы.

    Закрепить произношение звуков С, Сь.
    Научить дифференцировать звуки. Совершенствовать фонематический слух.

    Определить уровень осведомлённости детей о правильном произношении звуков С, Сь.

    Обогащать словарь по теме занятия. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

    Активная гимнастика для развития мелкой моторики.
    Упражнения без речевого сопровождения:
    «Зайчик», «Ёлочка».
    Упражнение «Варежка» с речевым сопровождением.
    Педагог предлагает выполнить упражнения, объясняя их выполнение.
    Дети выполняют упражнения вместе с логопедом.
    Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.

    2.
    Изучение нового материала.
    Произношение звуков С, Сь в слогах. Синтез слогов.
    Д/и «Поймай и собери слог».

    Д/и «Эхо»

    Произношение звуков С, Сь в словах.
    Д/и «Кто больше?»

    Подбор родственных слов.
    Словообразование.
    Д/и «Слова-родственники».

    Д/и «Назови одним словом»

    Определение позиции звуков С, Сь.
    Д/и «Где живёт звук?»

    Педагог «бросает» детям звуки, а они «возвращают» слоги:
    С, А
    Сь, И
    С, У

    Педагог называет детям слоги с твёрдым согласным, а дети отвечают с мягким:
    СА
    СУ
    СЫ
    СО

    Педагог выставляет картинку «Саша и снеговик» и просит придумать имя мальчику со звуком С, а затем со звуком Сь.
    Просит назвать птиц на картинке, в названиях которых слышаться звуки С, Сь.

    Педагог просит назвать похожие слова из предъявляемых слов:
    Снегири, снег, снежок, снежинки, снежки, снеговик.

    Педагог просит составить одно слово из двух предъявляемых:
    снег падает
    сам летит
    сам катит
    пыль сосёт
    назвать машину, которая ходит по снегу

    Педагог называет слова со звуками С, Сь.

    Ответы детей:
    СА
    СИ
    СУ

    СЯ
    СЮ
    СИ
    СЁ

    Дети выполняют задания, придумывая имена мальчику.

    Дети называют птиц на картинке.

    Дети выбирают и называют похожие слова

    Дети составляют слова

    снегопад
    самолёт
    самокат
    пылесос

    снегоход

    Дети определяют позицию звуков в этих словах и выкладывают символ в нужное окошка звукового домика.
    Закрепить правильное произношение звуков С, Сь в слогах.

    Корригировать и развивать фонематическое восприятие и слух.
    Развивать фонематический анализ и синтез.

    Обогащать словарь по теме занятия.

    Развивать мыслительную деятельность операции анализа.

    Динамическая пауза.
    Д/и «Выпал беленький снежок »
    Педагог читает стихотворение.
    Дети сопровождают чтение имитацией движений в соответствии с текстом.
    Способствовать снятию общего утомления.
    Развивать общую моторику.
    Чередовать статические и динамические задания.

    3.
    Закрепление изученного материала.
    Согласование существительных с прилагательными и причастиями.
    Словообразование.
    Д/и «Подбирай, называй, запоминай».

    Работа с предложениями у доски.
    Анализ одного-двух предложений.

    Д/и «Кто внимательный?»
    Педагог просит детей подобрать слова-определения к словам-предметам.
    Снег на солнышке искрится, значит, он какой?
    Снег сверкает серебрится
    рассыпается
    хрустит
    А снежинка, какая?

    Педагог задаёт наводящие вопросы, нацеленные на употребление предлогов: Откуда свисают сосульки?
    С чем гуляет Сима?
    Где сидят снегири?
    Где летит стая птиц?

    Педагог читает стихотворение и даёт задание детям назвать услышанные слова со звуками С, Сь.

    Дети отвечают.

    искристый, искрящийся
    сверкающий
    серебристый
    рассыпчатый
    хрустящий
    Хрустальная, серебристая, искрящаяся

    Дети отвечают на вопросы. Двое детей рисуют схему предложений на доске, остальные выкладывают её из полосок.

    Дети слушают и называют слова со звуками С, Сь.
    Закреплять произношение звуков в словах.
    Пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас детей.

    Обогащать словарь детей по теме занятия.
    Закреплять навык ответа на вопрос полным предложением.

    4.
    Контроль знаний и умений.
    Составление коллективного рассказа по картине «Саша и снеговик».
    Педагог предлагает детям составить рассказ по предъявляемой картине. При необходимости, помогает наводящими вопросами.
    Дети составляют рассказ, и рассказывают его по цепочке.
    Проверить навык сформированности правильного произношения звуков С, Сь в связной устной речи.

    Итог занятия.

    1.
    Подведение итогов и оценка деятельности обучающихся
    Опрос.

    Оценка деятельности детей.
    Педагог предлагает детям вспомнить то, чем они занимались на занятии.

    Педагог оценивает работу детей и дарит им по большой синей снежинке с напечатанными на ней буквой С, обозначающую звуки, которые отрабатывались на занятии.
    Ответы детей по теме урока.
    Обобщить тему урока.
    Подвести итог работы на занятии.
    Развивать долговременную память.
    Оценить деятельность детей.

    2.
    Домашнее задание
    Объяснение домашнего задания по пройденной теме.
    Педагог объясняет.

    Закрепить знания и умения детей, полученные на занятии, дома.

    Реализация принципа интеграции образовательных областей - обязательное условие при выполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Как же реализовать этот принцип в условиях дошкольного логопункта? Хороший результат дает система итоговых интегрированных занятий, сочетающих звуковую и лексическую темы с различными видами продуктивной деятельности детей – рисованием, конструированием и пр.

    Предлагаю конспект интегрированного занятия по автоматизации звука [Л] на уровне связной речи с элементами изо-деятельности. Занятие проводилось в подгруппе для детей 6 лет с ФФНР.

    Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи с элементами изо-деятельности.

    (Подгрупповое занятие на логопункте для детей старшего дошкольного возраста)

    Тема: «В гостях у ласточек». Звук [Л] в рассказах».

    Цель:

    • Автоматизировать звук «Л» в рассказах,
    • закрепить навыки рисования с помощью трафаретов.

    Задачи:

    1. Коррекционно-развивающие:

    • корригировать произношение звука [л] в фразовой речи на уровне связных текстов.
    • корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
    • развивать умение анализировать структуру объекта (узнавать и называть части тела птицы).
    • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости);
    • развивать внимание, память, познавательную активность, любознательность;
    • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;

    2. Образовательные:

    • закрепить умение пересказывать рассказ с опорой на мнемо-таблицу.
    • уточнить и расширить словарь по теме «Птицы»
    • закрепить графический образ буквы «Л»
    • закрепить навык работы с трафаретами.

    3. Воспитательные:

    • воспитывать любовь к природе, доброе отношение к пернатым друзьям.
    • воспитывать нравственные качества (умение сопереживать, помогать друзьям)
    • воспитывать самостоятельность, самоконтроль, усидчивость.

    4. Здоровьесберегающие:

    • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
    • соблюдать правильную посадку ребенка;
    • способствовать созданию благоприятного психологического климата.
    • чередовать статические и динамические задания.

    Оборудование:

    • звуковая фонограмма «Голоса природы»; картина «Весна, перелетные птицы», изображение ласточки, буква «Л», таблица: «Найди букву», мнемотаблицы к рассказу «Ласточки»- целая и разрезанная на части, пиктограмма «Части тела птицы», трафареты «ласточка», бумага, карандаши.

    Ход занятия:

    I. Организационный момент:

    (Звучит запись «Звуки природы”. Все стоят, взявшись за руки, слушают музыку).

    Логопед (Л.) проводит психогимнастику:

    Какой сегодня чудесный день! Давайте улыбнёмся друг-другу…

    Замечательно, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры. Мы здоровы и веселы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

    (Дети делают вдох и выдох- 2-3 раза)

    Логопед предлагает прислушаться — звучит пение птиц.

    Основная часть.

    II.1 Актуализация знаний.

    Вводная беседа — ответы на вопросы с опорой на сюжетную картину: «Весна, перелетные птицы».

    Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

    Когда и где так поют птицы?

    Угадайте, что за птичка:
    Тёмненькая невеличка,
    Беленькая с живота,
    Хвост раздвинут в два хвоста,
    Она летом мошек ловит,
    Гнёздышко из глины строит
    И с птенцами ласкова,
    И красива … (ласточка)

    II.2 Изучение нового материала.

    Демонстрируется изображение ласточки.

    Логопед сообщает детям, что они отправятся в гости к этим птичкам и научатся про них рассказывать. Л. предлагает вспомнить, с какого звука начинается слово «ласточка».

    (Дети определяют и вспоминают правильное произношение звука Л).

    Игра на внимание: «Буква спряталась».

    Л. сообщает, что птицы принесли из теплых стран много разных букв, попробуйте найти «букву ласточки» — Сколько раз встречается эта буква?

    (Дети определяют)

    Демонстрация мнемотаблицы к рассказу.

    Л. предлагает послушать историю, которая произошла с ласточкой:

    Ласточка летела около окошка и зацепилась лапкой за нитку. Конец нитки был привязан к окну. Нитка не пускала ласточку. Тогда ласточка стала громко пищать. На её писк слетелось много ласточек. Они летали вокруг подружки и щебетали. Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать и другие ласточки. Скоро ласточка была свободна и могла лететь.

    II.3 Усвоение изученного материала.

    Ответы на вопросы с опорой на мнемотаблицу:

    1. Где летела ласточка? Что с ней случилось?

    2. Почему ласточка не могла лететь?

    3. Зачем ласточка стала громко пищать? Кто ее услышал?

    4. Как ласточки помогли подруге?

    5. Как ты думаешь, что бы произошло, если ласточке не помогли бы подруги?

    (Дети дают конкретные развернутые ответы по тексту, логопед следит за чётким произношением звука «Л»).

    II.4 Закрепление изученного материала.

    Логопед еще раз читает рассказ, дает установку его запомнить.

    Затем предлагает посмотреть на схему рассказа и по — очереди рассказать его. Дети рассказывают по цепочке с опорой на мнемотаблицу.

    II.5 Динамическая пауза: Упражнение «Ласточки»

    Ласточки летели, (Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.)
    Все люди глядели.
    Ласточки садились, (Приседают, сложив руки за спиной.)
    Все люди дивились.
    Сели, посидели, (Делают ритмичные наклоны головой.)
    Взвились, полетели. (Опять бегут по кругу, взмахивая руками, кружатся.)
    Ласточки летали,-
    Песни щебетали!

    II.6 Продуктивная деятельность – зарисовка героя рассказа.

    Разбор пиктограммы «Части тела птицы».

    Л. сообщает детям, что для ласточки надо нарисовать подружек. Но сначала надо определить, что мы будем рисовать.

    Дети с опорой на пиктограмму называют части тела ласточки и дают описание птицы:

    Голова, крылья и спинка у ласточки чёрные, а грудка белая. Голова круглая, шея короткая, клюв маленький, крылья длинные и заостренные, хвост похож на рогатку.

    Рисование по трафаретам.

    Дети обводят фигурку ласточки, дорисовывают части тела – глаза, лапки, выделяют грудку.

    Пальчиковая игра «Птички».

    Логопед: «Пальчики отдыхают, как ласточки летают! Большие пальчики – головка, ладошки – крылышки».

    (Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены и цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья — помахать ими)

    II.7 Контроль знаний и умений.

    Игра: «Расставь по порядку».

    Л. сообщает, что пока дети рисовали, картинки с рассказом о ласточках порвал ветер. И предлагает восстановить таблицу с рассказом. Каждому ребенку раздается часть рассказа, чтобы выставить на доске.

    Дети расставляют части в правильной последовательности, рассказывая, что произошло с ласточкой.

    III. Итог занятия.

    1. Логопед выясняет, у кого сегодня мы были в гостях, с какой буквой и звуком «дружит» ласточка.

    Логопед предлагает:

    Давайте покажем нашей ласточке ее друзей. Какие красивые у вас получились птички!

    Дети подходят к изображению ласточки, демонстрируя рисунки

    Ласточке очень понравились ваши рассказы и изображения, и она дарит вам веселые солнышки, чтобы поскорее настала весна!

    2. Домашнее задание.

    А что не хватает вашим ласточкам?

    (дети отмечают, что птички не разукрашены, говорят, как их надо разукрасить)

    Возьмите рисунки домой, разукрасьте их и расскажите маме историю про ласточек.

    Беляева Елена Николаевна,
    учитель-логопед
    МБДОУ ЦРР д/с № 13 «Теремок»,
    г. Климовск

    Тема занятия: «Зима. Звуки [С] – [Сь]».

    Цель:

    Учить детей правильно произносить и различать звуки [с - сь] в слогах, в словах, в предложениях на слух, автоматизировать эти звуки в связной речи.

    Совершенствовать речевую моторику, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи».

    Тема занятия: «Зима. Звуки [С] – [Сь]».

    (групповое фронтальное логопедическое занятие для обучающихся 1-го класса).

    Цель:

    • Учить детей правильно произносить и различать звуки [с - сь] в слогах, в словах, в предложениях на слух, автоматизировать эти звуки в связной речи.
    • Совершенствовать речевую моторику, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.

    Задачи:

    Коррекционно – развивающие:

    • корригировать произношение;
    • корригировать и развивать связную устную речь через формирование ответа полным предложением;
    • корригировать и развивать слуховое восприятие;
    • корригировать и развивать мыслительную деятельность операций анализа и синтеза;
    • корригировать и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук (формирование ручной умелости и соразмерности движений).

    Образовательные:

    • систематизировать и обобщить знания детей по теме «Зима»;
    • формировать навыки языкового анализа и синтеза.

    Воспитательные:

    • воспитывать интерес к занятиям;
    • воспитывать самостоятельность;
    • воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).

    Здоровьесберегающие:

    • планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;
    • соблюдать правильную посадку детей;
    • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
    • чередовать статические и динамические задания.

    Оборудование:

    компьютерная программа для развития речи «Учись говорить правильно», картинка «Саша и снеговик» из серии Г.А.Тумаковой «Звучащее слово», звуковые символы, звуковые домики, полоски для обозначения предложений.

    Ход занятия:

    Этапы занятия

    Виды работы на этапе

    Деятельность педагога

    Деятельность ребёнка

    Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

    1. Оргмомент

    Психогимнастика.

    Педагог задаёт вопрос о времени года, просит детей показать, как они замёрзли, отогрелись и расслабились. Изобразить, как дети лепят снеговика, ставят снежные комки друг на друга, им тяжело.

    Дети отвечают на вопрос о времени года и выполняют движения.

    Организовать и настроить детей на занятие.

    1. Основной этап.
    1. 1. Актуализация знаний.

    Д/и «Времена года» (компьютерная программа «Учись говорить правильно»)

    Педагог предлагает детям рассмотреть изображение зимнего леса на мониторе компьютера, назвать, что изображено, и послушать звуки зимнего леса.

    Дети называют, что изображено на экране, и слушают звуки зимнего леса.

    Привлечь внимание детей и вызвать интерес к занятию. Актуализировать знания по теме занятия.

    Изучение нового материала.

    Сообщение темы занятия.

    Беседа о характеристике звуков по артикуляционным и акустическим признакам

    Беседа о зиме.

    Педагог сообщает детям, что сегодня на занятии они узнают, какие звуки будут учиться изучать и правильно произносить, если отгадают загадки:

    1. Сели детки на карниз и растут всё время вниз.

    Какой звук дважды повторяется в этом слове?

    1. Скатерть бела, весь свет одела.

    Какой первый звук в слове?

    1. Любит семечки и сало, во дворе с утра летала. Это маленькая птичка. Отгадайте, кто?

    Какой первый звук в этом слове?

    Педагог просит охарактеризовать звуки (чем они похожи и чем отличаются).

    Педагог выясняет у детей основные признаки зимы.

    Дети отгадывают загадки:

    (сосульки)

    (звук С)

    (снег)

    (звук С)

    (синичка)

    (звук Сь)

    Дети вспоминают, как правильно произносятся звуки С, Сь.

    Дети вспоминают и называют основные признаки зимы.

    Закрепить произношение звуков С, Сь.

    Научить дифференцировать звуки. Совершенствовать фонематический слух.

    Определить уровень осведомлённости детей о правильном произношении звуков С, Сь.

    Обогащать словарь по теме занятия. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

    Активная гимнастика для развития мелкой моторики.

    Упражнения без речевого сопровождения:

    «Зайчик», «Ёлочка».

    Упражнение «Варежка» с речевым сопровождением.

    Педагог предлагает выполнить упражнения, объясняя их выполнение.

    Дети выполняют упражнения вместе с логопедом.

    Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.

    Изучение нового материала.

    Произношение звуков С, Сь в слогах. Синтез слогов.

    Д/и «Поймай и собери слог».

    Д/и «Эхо»

    Произношение звуков С, Сь в словах.

    Д/и «Кто больше?»

    Подбор родственных слов.

    Словообразование.

    Д/и «Слова-родственники».

    Д/и «Назови одним словом»

    Определение позиции звуков С, Сь.

    Д/и «Где живёт звук?»

    Педагог «бросает» детям звуки, а они «возвращают» слоги:

    С, А …

    Сь, И …

    С, У …

    Педагог называет детям слоги с твёрдым согласным, а дети отвечают с мягким:

    СА …

    СУ …

    СЫ …

    СО …

    Педагог выставляет картинку «Саша и снеговик» и просит придумать имя мальчику со звуком С, а затем со звуком Сь.

    Просит назвать птиц на картинке, в названиях которых слышаться звуки С, Сь.

    Педагог просит назвать похожие слова из предъявляемых слов:

    Снегири, снег, снежок, снежинки, снежки, снеговик.

    Педагог просит составить одно слово из двух предъявляемых:

    снег падает …

    сам летит …

    сам катит …

    пыль сосёт …

    назвать машину, которая ходит по снегу …

    Педагог называет слова со звуками С, Сь.

    Ответы детей:

    СА

    СИ

    СУ

    СЯ

    СЮ

    СИ

    СЁ

    Дети выполняют задания, придумывая имена мальчику.

    Дети называют птиц на картинке.

    Дети выбирают и называют похожие слова

    Дети составляют слова

    снегопад

    самолёт

    самокат

    пылесос

    снегоход

    Дети определяют позицию звуков в этих словах и выкладывают символ в нужное окошка звукового домика.

    Закрепить правильное произношение звуков С, Сь в слогах.

    Корригировать и развивать фонематическое восприятие и слух.

    Развивать фонематический анализ и синтез.

    Обогащать словарь по теме занятия.

    Развивать мыслительную деятельность операции анализа.

    Динамическая пауза.

    Д/и «Выпал беленький снежок …»

    Педагог читает стихотворение.

    Дети сопровождают чтение имитацией движений в соответствии с текстом.

    Способствовать снятию общего утомления.

    Развивать общую моторику.

    Чередовать статические и динамические задания.

    Закрепление изученного материала.

    Согласование существительных с прилагательными и причастиями.

    Словообразование.

    Д/и «Подбирай, называй, запоминай».

    Работа с предложениями у доски.

    Анализ одного-двух предложений.

    Д/и «Кто внимательный?»

    Педагог просит детей подобрать слова-определения к словам-предметам.

    Снег на солнышке искрится, значит, он какой?

    Снег сверкает … серебрится …

    рассыпается …

    хрустит …

    А снежинка, какая?

    Педагог задаёт наводящие вопросы, нацеленные на употребление предлогов: Откуда свисают сосульки?

    С чем гуляет Сима?

    Где сидят снегири?

    Где летит стая птиц?

    Педагог читает стихотворение и даёт задание детям назвать услышанные слова со звуками С, Сь.

    Дети отвечают.

    искристый, искрящийся

    сверкающий

    серебристый

    рассыпчатый

    хрустящий

    Хрустальная, серебристая, искрящаяся

    Дети отвечают на вопросы. Двое детей рисуют схему предложений на доске, остальные выкладывают её из полосок.

    Дети слушают и называют слова со звуками С, Сь.

    Закреплять произношение звуков в словах.

    Пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас детей.

    Обогащать словарь детей по теме занятия.

    Закреплять навык ответа на вопрос полным предложением.

    Контроль знаний и умений.

    Составление коллективного рассказа по картине «Саша и снеговик».

    Педагог предлагает детям составить рассказ по предъявляемой картине. При необходимости, помогает наводящими вопросами.

    Дети составляют рассказ, и рассказывают его по цепочке.

    Проверить навык сформированности правильного произношения звуков С, Сь в связной устной речи.

    1. Итог занятия.

    Подведение итогов и оценка деятельности обучающихся

    Опрос.

    Оценка деятельности детей.

    Педагог предлагает детям вспомнить то, чем они занимались на занятии.

    Педагог оценивает работу детей и дарит им по большой синей снежинке с напечатанными на ней буквой С, обозначающую звуки, которые отрабатывались на занятии.

    Ответы детей по теме урока.

    Обобщить тему урока.

    Подвести итог работы на занятии.

    Развивать долговременную память.

    Оценить деятельность детей.

    Домашнее задание

    Объяснение домашнего задания по пройденной теме.

    Педагог объясняет.

    Закрепить знания и умения детей, полученные на занятии, дома.


    Игра «Угадай, где предмет»

    Учитель-логопед

    МБДОУ № 172 г. Иркутска

    Милашевская Надежда Валерьевна

    Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «социализация».

    Тема: Звук Р

    Этап: автоматизация звука в словах (в начале слова)

    Коррекционно-развивающие:

    Продолжить работу по автоматизации звука Р в начале слова;

    Упражнять в выделении звука из состава слова;

    Совершенствовать умение определять место звука в слове;

    Развивать навык образования нового слова путем замены в нем первого звука;

    Развивать навык слогового анализа;

    Развивать слуховое внимание, слуховую память;

    Развивать пространственные ориентировки, закрепление значения и употребление предлогов над, под, между; понятий «справа», «слева»;

    Развивать память, внимание, мыслительные процессы;

    Коррекционно — образовательные:

    Продолжить знакомить детей со звуком Р ;

    Развивать навык давать акустико- артикуляционную характеристику звуку; — продолжить работу по закреплению понятия «согласный звук», «звонкий звук», «твердый звук»;

    Продолжить учить делению слов на слоги;

    Работать над пониманием слов-антонимов, самостоятельным подбором таких слов;

    Коррекционно-воспитательные: — воспитывать организованность, самостоятельность;

    Формировать положительную мотивацию на занятии;

    Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

    Оборудование: зеркало, картинки артикуляционных упражнений,карточки для анализа артикуляции и характеристики звука, картинки со звуком Р

    1. Орг. момент.

    –Послушай стихотворение и скажи, какой звук произносится в нем чаще других.

    Ранним утром кое-как

    Роет нору хмурый рак.

    Рак бы рад её не рыть,

    Но ведь где-то надо жить.

    Работать раку неохота,

    Не радует его работа.

    (звук Р )

    2. Объявление темы занятия.

    Правильно, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук Р .

    3. Артикуляционная гимнастика.

    Но перед тем как приступить к работе давай потренируем язычок.

    «Сказка о Весёлом Язычке»

    Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.

    Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам.

    Упр. «Лягушка» ,

    потом увидел «Слоненка»-губы трубочкой + чередование «Лягушки»-«Слоненок» б)Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше.

    Видит, лошадка детей катет. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.

    Язычком пощёлкай громко- стук копыт услышишь звонкий.

    Упр. «Лошадка»

    «Лошадка» скачет громко, а если наоборот то как? Ребенок- (тихо)

    «Лошадка» скачет быстро, а если наоборот, то как? (медленно)

    в)Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться. На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз, я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз. Упр. «Качели»

    г) Увидел язычок прямо около качелей растет «Грибок», а какой у тебя в ротике «Грибок»

    д)Рядом с качелями сидел мальчик и играл на «Гармошке»,давай и мы поиграем.

    е)Где-то на дереве сидел «Дятел» и стучал во так ддддддддд….

    ж) А далеко слышался стук колес поезда ттттттт….. (произносим тихо),а теперь поезд приближается и мы слышим,как колеса стучат громко ттттттт……

    з) Язычку понравилось как стучал «Дятел» и «Поезд» и он стал представлять себя то дятлом,то поездом тдтдтдтдтд……. Дтдтдтдт…….. и)Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме. Упр. «Фокус»

    4. Уточнение артикуляции и характеристики звука.

    –Как рычит тигр ррррр….

    Что мы должны помнить, чтобы правильно произносить звук-р- — губы разомкнуты,

    Зубы разомкнуты,

    Кончик языка поднят к верхним зубам и дрожит,

    Воздушная струя сильная и тёплая. (контроль рукой),

    Звук согласный,т.к. язык мешает свободному выходу воздуха,

    Звук согласный, твердый, звонкий на схеме будем обозначать синим цветом. (ребёнок выкладывает карточки для характеристики звука -Р-.)

    5.Автоматизация звука в словах.

    а) Д/и «Повтори, не ошибись»

    Логопед называет слова, ребенок повторяет только те, в которых есть звук-р-

    Сова,работа,рыба,магазин,зима,носок,рак,руки,сок,каток,рынок,радуга,рассказ и т.д.(звук-р- в начале слова).

    Давай вспомним, какие слова ты за мной повторял?(ребенок называет еще раз слова со звуком Р )

    Скажи во всех этих словах, где стоит звук Р ? (в начале слова)

    б)Д/и «Слушай и называй»

    Логопед стучит молоточком по столу, сколько раз стукнула, столько раз произнести слово по картинке

    в)Д/и «Прошагай слово»

    Ребенок произносит слово, предложенное логопедом, деля его на слоги, количество шагов = количеству слогов.

    г)Д/и «Угадай, где предмет»

    На столе разложены картинки со звуком Р в начале слове в несколько рядов 3 по верт.,3 по горизонтали.

    Что над рукой? (Над рукой радуга)

    Что под рукой? (Под рукой роза) и т.д.

    Что между ромашкой и рукой? (между ромашкой и рукой рысь)

    Что слева от ромашки?(слева от ромашки рысь)

    Что справа от робота? (справа от робота ручка) и т.д.

    д) Д/и «Замени слово»

    Логопед называет слово,ребенок меняет первый звук на звук Р

    Хобот-робот танец, забота, мычать, макеты, губка, дом, нога, лама, козы.

    По ходу идет объяснение,уточнение значения слов.

    е) Д/игра » Исправь меня» (без картинок, при возникновении трудностей показ картинки).

    Логопед называет слова со звуком Р в начале, намеренно делая ошибки в ударении слова, или переставляя слоги или звуки.

    («рагуда»- радуга, рУка, рЫбак, «барота»- работа)

    7. Итог занятия.

    Какой звук ты сегодня учился произносить?

    Молодец, у тебя очень хорошо получалось.